Ставка на самозанятость
Новая технологическая революция может стать одним из вызовов для экономики России, говорится в докладе Российской академии наук (РАН), с которым ознакомились «Известия». Экономисты подсчитали, что в результате модернизации предприятий к 2025 году может быть высвобождено 2,5 млн рабочих мест. Дискуссию о рисках и возможностях революции 4.0 в сентябре вновь открыл премьер-министр Дмитрий Медведев. Одним из вариантов изменения трудового рынка может быть бурное развитие малого и среднего бизнеса, указывают в РАН. Таким образом, российский рынок труда ждет адаптация под изменившиеся условия, и одним из ключевых моментов станет рождение экономики «снизу», когда люди начинают сами создавать уникальные товары и услуги. Такое изменение среды в обществе давно назрело, отмечают эксперты.
На новые вызовы внимание правительства и бизнеса в сентябре обратил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Московском финансовом форуме.
«Еще один пример вызова, с которым мы сталкиваемся, — это технологическая трансформация. (Она) может привести не только к взрывному росту производительности труда, я имею в виду трансформацию прежде всего на базе цифровой экономики, но и убить, с другой стороны, целые профессии и усилить риски поляризации доходов. Для нас критически важна готовность к новым вызовам в таких ключевых институтах, как система здравоохранения, образования, социальной помощи», — сообщил премьер.
Четвертая технологическая революция, на пороге которой сейчас находится мир, призвана увеличить уровень роботизации жизни. Один из примеров — новая технология блокчейн (цепочка цифровых записей, данные из которой удалить невозможно), в результате внедрения которой может сократиться количество госслужащих. В России пилотные проекты на основе блокчейна уже внедряют Росреестр, Минздрав и Новгородская область, их активно изучают ВЭБ, Сбербанк и Банк России.
В Российской академии наук подсчитали, что в результате технологической модернизации производств и реформы бюджетного сектора к 2025 году может быть высвобождено 3,9 млн рабочих мест. Однако в результате демографического спада 1990-х предложение рабочей силы также должно сократиться на 1,4 млн человек. Это означает, что не менее 2,5 млн человек должны будут найти новые рабочие места.
Такое изменение рынка труда приведет к пересмотру людьми взглядов на свою карьеру. Всё более востребованными будут креативные стартапы, нишевые проекты и другие проявления самозанятости, когда люди сами определяют будущее экономики.
«Для устранения потенциального роста социального напряжения нужно обеспечить наращивание объема производства малых предприятий с нынешнего уровня к 2025 году в 2–2,2 раза», — отмечается в документе.
При этом правительству рекомендуется принять меры по повышению квалификации работников, созданию новых рабочих мест и возможностей для эффективного межрегионального перемещения занятых.
В документе РАН подчеркивается, что для устойчивого экономического роста и национальной безопасности в социально-демографической сфере требуется стабилизация численности населения на уровне 146–147 млн человек при общем увеличении экономической активности населения до 60–72 лет и росте ожидаемой продолжительности жизни к 2035 году для мужчин до 72 лет и для женщин до 81 года.
В пресс-службах Минэкономразвития и Минтруда «Известиям» сообщили, что способствовать экономическому росту в условиях сокращения трудоспособного населения будет повышение производительности труда.
Впрочем, директор Научно-исследовательского финансового университета (НИФИ) Минфина Владимир Назаров считает, что в России еще не скоро произойдет технологическая революция, поэтому сейчас ее опасаться рано.
— Думаю, что о слишком большом старении населения нам волноваться не надо. Всплеск безработицы у нас может случиться, если цены на нефть упадут до $15–20 за баррель и останутся на этом уровне два-три года. В других случаях безработица у нас будет только снижаться, — полагает Владимир Назаров.
Правительство считает, что одним из драйверов роста экономики и источником создания новых рабочих мест может стать малый и средний бизнес. Для этого кабинет министров принимает меры по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в России. В частности, созданы программы по льготному кредитованию МСП и законодательно установлена квота на закупки госкомпаниями у малых и средних предприятий.