Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Опора России» — ассоциация, занимающаяся развитием малого и среднего бизнеса в России, 18 сентября отметила свое 15-летие. За это время нам вместе с правительством удалось сделать многое. В том числе при нашем участии в стране создана одна из крупнейших в мире экосистем микробизнеса. На сегодняшний день число субъектов малого и среднего бизнеса составляет 5,7 млн. Из них 5,4 млн, то есть 95%, — предприятия микробизнеса.

Впрочем, сделать предстоит еще больше. Прежде всего, решить главную проблему — создать условия для того, чтобы малый бизнес был мотивирован создавать средние предприятия, выходить на экспорт, превращаться в корпорации всероссийского, а затем и международного масштаба. Мы называем этот процесс акселерацией бизнеса — и это главная тема на повестке дня. Именно появление таких компаний позволит России выйти на темпы роста экономики выше среднемировых и нарастить свой вес в глобальной экономике.

Пока что нас знают в основном по добывающим компаниям нефтегазового сектора, но наш потенциал и наши амбиции значительно выше. Российский народ хорошо образован и изобретателен, у нас грандиозные способности в фундаментальной науке и искусстве, мы работоспособны и любим достигать новых высот. Осталось только убедить самих себя в том, что мы можем найти в государстве верного союзника, когда хотим развивать свой бизнес. У нас уже есть успешные истории, которые мы всегда приводим в пример, когда хотим показать, что всё возможно. К примеру, есть небольшое российское предприятие — ООО «ЭкзоАтлет», которое занимается производством уникальных экзоскелетов, помогающих ходить людям, утратившим эту способность после аварии или из-за инвалидности. Эта компания за три года прошла путь от идеи до экспорта в Южную Корею.

Потенциально успешного микробизнеса в стране достаточно много. Если сюда добавить порядка 10 млн самозанятых, то можно говорить об огромной развивающейся экосистеме. Но как только ты выходишь со специальных налоговых режимов на обычный, административная нагрузка на бизнес серьезно возрастает. И риски ведения бизнеса — тоже. А есть ли тогда смысл расти? Зачем работать больше и переходить ту планку, за которой резко возрастают издержки и риски ведения бизнеса? Поэтому предприниматели предпочитают либо не выходить за эту планку, либо дробить бизнес. Но за дробление бизнеса стали очень серьезно наказывать налоговые органы, если видят в этом схему снижения налоговой нагрузки.

Выходом здесь может стать смягчение налоговых и административных мер, о которых на нашем форуме в понедельник заявил министр финансов Антон Силуанов, а также активное создание центров акселерации при крупнейших российских компаниях. Такое «шефство» крайне выгодно обеим сторонам: гиганты получают либо недорогих исполнителей своих заказов, либо новые технологии и добавленную стоимость. Бизнес-акселераторы — распространенная мировая практика, которой нам пока не хватает. По данным РВК, уже к 2015 году борьба за стартапы стала мейнстримом: собственными акселераторами обзавелись Samsung, E.ON, BNP Paribas, Airbus, BBC, Novartis и другие — появилось 77 корпоративных акселераторов в 18 отраслях (преимущественно IT, телеком и финтех). У нас данное направление сейчас активно развивают ВЭБ и Сбербанк, но и другие компании также начинают двигаться в эту сторону.

Как справедливо заметил в ходе пленарного заседания на нашем форуме глава Сбербанка Герман Греф, за последние годы были предприняты колоссальные усилия, чтобы число предприятий малого бизнеса стало расти. Однако взрывного роста субъектов МСП мы всё еще не видим. Главная проблема, очевидно, по-прежнему в головах — нужен переломный момент, когда люди перейдут от «я боюсь» к «я могу», а государство их поддержит. Если у человека есть хобби, любимое увлечение, он практически всегда может его монетизировать. Так, можно шить костюмы на заказ, вязать шарфы, печь пряники, настраивать гаджеты, ремонтировать автомобили и учить людей иностранным языкам, — практически всё, что вы делаете в свободное время, можно сделать бизнесом. И это будет бизнес, где вы зависите только сами от себя, и самореализация в нем несравнима со скучной офисной работой.

Любовь к творчеству и желание создавать что-то новое лежат в основе успеха любого предприятия.

Прежде всего нам нужно создать четкий и понятный предпринимателям, обществу и власти поощрительный механизм роста из микро- в малый, из малого — в средний бизнес. Не стоит забывать о налоговой и фискальной политике, которая должна стимулировать бизнес к «обелению» и росту, а также о банковских и финансовых продуктах, о введении ограничений неналоговых платежей, административного и силового давления.

Все вместе мы сможем выполнить задачи, поставленные Стратегией развития малого и среднего предпринимательства, — довести долю малого бизнеса в экономике страны до 40% и создать мощный пул креативных компаний, конкурентоспособных на мировом уровне.

Автор — глава общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Прямой эфир