Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Больше черного золота

Аналитик Александр Фролов — о том, каким образом скажутся на рынке нефти последствия ураганов «Харви» и «Ирма»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Цены на нефть снова поднялись до $54 за баррель. Причина — данные о снижении добычи в странах ОПЕК и падение производства в США, которое не устояло под напором урагана «Харви». А сейчас американская «нефтянка» готовится подсчитать потери от урагана «Ирма».

Нотку неопределенности и беспокойства в мировой рынок вносят очередные санкции против Северной Кореи — на этот раз включающие в себя ограничения по нефтепродуктам и сырой нефти. При этом крупные российские игроки и руководство нашей страны ожидают низких цен на нефть.

Сколько будет стоить черное золото в реальности?

Формальная причина нынешних низких цен на нефть — это превышение предложения над спросом. Мировые игроки в массе своей стремятся к восстановлению баланса. Стремятся с переменным успехом, так как условия соглашения о сокращении добычи страны ОПЕК соблюдают не на 100%. Но в то же время минимальный коэффициент соответствия, по оценке Международного энергетического агентства, не падал ниже 75%. То есть реальные усилия предпринимаются. Главный, внушающий оптимизм фактор — рост спроса на нефть. На данный момент мировой спрос составляет около 97,5 млн бар./сутки. А предложение находится в пределах 98,1–98,2 млн бар./сутки. И среднегодовой разрыв между этими показателями сокращается. Если динамика роста спроса сохранится, то уже к концу 2018 года его величина достигнет 99,5 млн бар./сутки (или более).

Вместе с тем сокращаются избыточные запасы нефти. И это, пожалуй, является наиболее значительным эффектом соглашения о сокращении добычи ОПЕК+. Но главный вопрос заключается в том, что будет с предложением. Главным возмутителем спокойствия на рынке были и остаются США, в течение нескольких лет наращивавшие добычу черного золота. Затем американскую «нефтянку» настиг эффект низких цен, и началось затяжное падение, дно которого пришлось на июль прошлого года. Затем добыча начала расти. Месяц назад ее уровень вплотную приблизился к рекордным величинам, составив 9,53 млн бар./сут.

И тут пришел ураган «Харви».

Всего за неделю добыча в США рухнула на 750 тыс. бар./сут. — до 8,78 млн бар./сут! А следом за «Харви» пришел новый ураган — «Ирма», последствия которого еще предстоит оценить. Но означает ли это, что лишние баррели ушли с рынка и теперь цены пойдут вверх? Полагаем, что нет.

Ведь в прошлом США уже приходилось сталкиваться с разрушительными стихийными бедствиями. К примеру, знаменитая «Катрина» 12 лет назад обрушила добычу более чем на 1 млн бар./сут. А в 2012 году по США прошелся ураган «Исаак», который, по данным EIA, привел к снижению добычи примерно на 800 тыс. бар./сут. После «Катрины» добыча восстанавливалась несколько месяцев, а затем снова начала снижаться. Но это можно списать не столько на разрушительные последствия стихии, сколько на общее истощение традиционных месторождений в США. «Исаак» в этом плане может быть более показательным, так как в 2012 году развивалась «сланцевая» отрасль, и восстановление произошло буквально за пару недель. А так как сегодня в США основной рост приходится на «сланцы», то восстановление тоже может произойти быстро. Даже с учетом второго урагана.  

Стихия для американской нефтянки не столь страшна, как долговое бремя, рост себестоимости и истощение запасов.Эти три фактора неминуемо сыграют свою злую шутку с нефтедобычей в Соединенных Штатах. Но будет это, к сожалению, не сегодня. «К сожалению», так как уход с рынка лишнего миллиона баррелей пришелся бы как никогда кстати. Крупнейшие мировые компании несут огромные финансовые потери. Они не могут вкладывать необходимые средства в разработку новых месторождений. Им приходится сокращать расходы, а это означает, что теряют прибыль компании из смежных отраслей. 

России в этом плане повезло, так как себестоимость добычи нашей нефти относительно невелика. Среднегодовой уровень добычи (несмотря на сокращения в рамках сделки ОПЕК+) растет, и заказы отечественным предприятиям сохраняются на достаточно высоком ровне. Но от низких цен пострадал российский арктический шельф. Сейчас в нашей стране есть только один действующий арктический проект — месторождение Приразломное «Газпром нефти», — а, к примеру, «Роснефти» пришлось отложить реализацию своего проекта в Карском море. Хотя к нему, без сомнения, еще вернутся, когда цены на черное золото вырастут.

Кстати, может сложиться впечатление, что ни российское руководство, ни главы нефтегазовых компаний не верят в высокие цены на нефть. К примеру, глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что исходит из низких цен. А руководитель «Роснефти» Игорь Сечин ожидает в следующем году нефть по $40–43 за баррель. И только Минэнерго надеется на сохранение нынешнего коридора $45–55 за баррель. Эти цифры нужно воспринимать не как прогноз цен в чистом виде, а как установки, из которых соответствующие структуры будут исходить при планировании деятельности.

Все основные нефтегазовые компании в России, насколько нам известно, разрабатывали и более пессимистические сценарии. Просто надеяться на дальнейший рост цен откровенно глупо. Но это не значит, что цены не будут расти. В текущем году мы вполне можем увидеть тестирование уровней в 60 долларов за баррель. Для нормального функционирования мировой нефтегазовой отрасли (и также сопутствующих секторов) ценам просто необходимо вырасти. Добыча нефти продолжает дорожать. А миру при этом требуется всё больше и больше черного золота. 

Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир