Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

Нежная сила

Художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас — о феноменальном интересе китайского зрителя к русскому театру
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В октябре актеры Театра имени Евгения Вахтангова едут на гастроли в Китай, где сыграют три спектакля «Евгений Онегин». 4,8 тыс. билетов на наши постановки были проданы за 15 минут, и я не был этим слишком удивлен. Думаю, китайский зритель ныне — один из самых неугомонных. Люди там открыты к восприятию искусства, хотят расширить свои горизонты познания мира, стремятся перенять опыт.

Китай традиционно силен в национальном оперном искусстве, но в последнее время там прослеживается большой интерес к европейской литературе и театру. В этой тенденции есть что-то важное и неуловимое. Мы все блуждаем по разным дорогам, но понимаем рано или поздно, что есть единственно верный путь к красоте, гармонии и вечности. Понимаем, что человеком можно стать, только пройдя через испытания, земное чистилище. И позвать в этот путь способен театр, его нежная сила.

Китайцам интересно понять, как мы выстраиваем дорогу, действительно ли встречаем на этой извилистой тропке праздник души или мы его сами придумали, уверовали в вымысел. Дорога к нему порой бывает длинная, долгая. Мы идем, а он всё дальше и дальше. Возможно, не дойдем. А если дойдем, не переживем ли разочарование, не растеряемся ли? И, может быть, хорошо, что мы создаем иллюзию поиска земли обетованной. В этом путь русского театра, который так интересен и зрителю, и артистам Поднебесной.

Несколько лет тому назад мы встречались с китайскими коллегами на открытии драматической студии. Они приезжали к нам в Россию, наблюдали в Вахтанговском театре репетиции «Царя Эдипа» и «Евгения Онегина». Восторгались тем, как работают русские актеры и режиссеры. Очень быстро всё впитывали — китайцы жадные до познаний.

Я как-то проводил в Шанхае лабораторию, в течение 10 дней мы работали над пьесой Чехова «Чайка». Главная тайна, которую Антон Павлович оставил нам и которую мы пытаемся разгадать, — тайна уходящего времени. Все чеховские истории — о прошедшей жизни, все его герои — смертники, хотя и не осознают этого. Объяснить всё это китайским коллегам было очень сложно. Вчитываться в материал я их не просил, потому что без предварительного разбора и досконального понимания драматургии сделать это практически невозможно.

Но я был поражен, что на следующий день после начала работы они уже выучили текст. Даже сложнейший для понимания монолог, написанный Треплевым. Они всё фиксировали, всё снимали, допытывались, что значит играть «небесам», и не оставляли меня в покое, пока всё для себя не расшифровали. Думаю, что-то я смог заронить в них.

Когда мы привезли в Китай «Бесов» — спектакль Юрия Петровича Любимова — и устроили после показа обсуждение, наши актеры были поражены, насколько досконально китайские зрители знают текст Достоевского. Они интересовались, почему пропала такая-то сюжетная линия, пытались соотнести свое представление о героях с тем, что увидели.

Сегодня драматическое искусство в Китае демонстрирует большой подъем. Думаю, если китайцы продолжат так же въедливо познавать секреты профессии, не исключено, что через десятилетие-другое у них появится свой мощный театр. И вполне вероятно, что русская театральная школа, наша история развития искусства сыграют в этом далеко не последнюю роль.

Автор — художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова, лауреат Государственной премии России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир