Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кирилл Кулаков: «К нам идут люди хорошо образованные»

Начальник Казанского танкового училища генерал-майор — о том, зачем военным информатика, о престиже профессии танкиста и конкурсе при поступлении в военный вуз
Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

В войсках ожидают поступления на вооружение новейших танков Т-14 «Армата» и «реактивных» газотурбинных Т-80БВМ. О том, планируется ли в связи с этим увеличенный набор абитуриентов, о престиже профессии танкиста и об изменениях в жизни одного из старейших военных вузов России «Известиям» рассказал начальник Казанского краснознаменного танкового училища генерал-майор Кирилл Кулаков.

— Кирилл Денисович, в войсках ждут поступления новейших танков Т-14 «Армата». Ваш вуз уже начал готовиться к появлению этих машин? Готовите преподавательский состав, методические пособия, тренажерную базу?

— Сейчас танк «Армата» пока проходит войсковые испытания. А вот уже после их завершения мы непосредственно приступим к подготовке профессорско-преподавательского состава и технического персонала. Займемся и подготовкой командиров подразделений обеспечения, которые будут непосредственно отвечать за эксплуатацию этих машин. Но сейчас мы уже приступили к изучению общего устройства, особенностей конструкции перспективного танка.

— Буквально за два дня до нашей встречи Минобороны заключило контракт о модернизации «реактивных» танков Т-80. Насколько известно, у нас давно уже не готовят специалистов для эксплуатации машин с газотурбинными силовыми установками. Будут ли в связи с этим внесены изменения в программу обучения курсантов? Будут ли готовить специалистов на эти машины?

— В действительности у нас всегда продолжалась подготовка специалистов на эти танки. Правда, пока этот танк рассматривается как запасной. Основная машина, которую мы изучаем, — это танки Т-72 различных модификаций. Тем не менее курсанты осваивают Т-80. «Восьмидесятка» имеет возможности очень глубокой модернизации, и при современных возможностях военно-промышленного комплекса у этой машины очень большие перспективы развития.

— Сейчас Вооруженные силы России активно осваиваются в арктическом регионе. Формируются новые арктические части. Готовите ли вы специалистов для работы в сложнейших условиях Заполярья?

— Конкретно для арктических частей и соединений мы специалистов не готовим. Наши выпускники готовы работать в любых климатических зонах. Для них нет разницы, где исполнять свои обязанности — в регионах с жарким климатом или, наоборот, с холодным. Наши курсанты готовы во всех климатических зонах служить и эксплуатировать боевые машины.

— Бронетехника российского производства активно участвует в различных войнах и военных конфликтах в разных регионах земного шара. Вы обобщаете опыт ее применения? Внедряете ли его в учебный процесс?

— Конечно, опыт эксплуатации танков российского производства в различных климатических и боевых условиях изучается и обобществляется. И он используется в программе обучения наших курсантов. Большинство наших офицеров-преподавателей имеют собственный практический опыт участия в военных конфликтах. Так что процесс обучения у нас состоит не только из сухой теории, но и строится на передаче личного опыта офицеров-преподавателей курсантам.

— А «Танковый биатлон» как-то влияет на программу обучения?

— «Танковый биатлон» — это в первую очередь соревнования танкистов. И я хочу сказать — очень увлекательный сам по себе вид состязаний. Мы четыре года принимаем в нем участие. В этом году наши курсанты вышли на всероссийский этап. Заняли там третье место. Один экипаж был отобран в сборную команду России на международный этап. Участвовал в соревнованиях по «Танковому биатлону» в Алабино.

 Опыт, полученный в этих соревнованиях, передается и другим курсантам.

— Поступление в войска новой танковой техники повлияло на конкурс при поступлении в ваше училище? Влияет ли это на престиж танковых войск?

— Конкурс растет из года в год. Танковые войска сегодня очень высокотехнологичный род войск. Это и сложная оптико-электронная техника, и высокопроизводительные вычислительные системы, и высокотехнологичные машины. В этом году конкурс составил уже 6,5 человека на место. И решением руководства Минобороны у нас увеличены наборы курсантов на последующие годы. Престиж танковых войск растет.

Могу отметить, что и контингент абитуриентов у нас серьезно изменился. К нам идут люди хорошо образованные. Даже если сравнить по результатам ЕГЭ по трем предметам среднеобразовательной программы, то средний балл поступающих в наше училище не ниже 180.

— С приходом на вооружение новой техники вы пересматриваете программу обучения? Какие новые дисциплины и предметы у вас появлялись?

— Программы, конечно, пересматриваются в свете требований и развития современных вооруженных сил и общеобразовательных стандартов. Как пример — у нас появился предмет «информатика». Курсанты сейчас изучают не только программное обеспечение и персональные компьютеры, но и электронные средства, применяющиеся в боевых машинах. Это электронные системы боевого управления, элементы единой системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ), современные цифровые системы связи.

— Раньше бытовала байка, что в танковые войска не брали юношей ростом выше 173 см. Сегодня есть ограничения для абитуриентов по этому показателю?

— Ограничения по росту, конечно, существуют.

— Но ведь Т-14 «Армата» вроде «высокий» танк?

— К сожалению, обитаемость отделения, где находится экипаж, свои коррективы вносит, и определенные ограничения есть. Могу только сказать, что норматив по росту все-таки подрос. Теперь он 176 см (смеется). Но это рекомендуемое. На самом деле жестких ограничений как таковых нет, но приоритет для кандидатов с ростом не выше этой отметки.

— Какой у вас самый любимый танк?

— Для меня это Т-80. В общем-то вся линейка этих танков. Я на него учился, на нем служил.

— А у курсантов есть машины- «любимчики»?

— Мы готовим курсантов на управление всеми типами машин. Каждый танк, будь это Т-72Б3, Т-90 или Т-80, по-своему интересен и уникален. Однозначно ответить сложно. У каждой машины своя специфика и изюминка. Так что у каждого курсанта свой «любимчик».

Прямой эфир