Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Автосекретарь
beta
Выделить главное
вкл
выкл

Каждый год ближе к сентябрю в нашу жизнь приходит политическая агитация — в адекватной, смешной или немыслимой форме.

Послезавтра в России пройдет Единый день голосования. В этом году выборов, как обычно, много. Мы выбираем 16 губернаторов, муниципальных депутатов Москвы, депутатов законодательных собраний в шести субъектах федерации, и это еще не конец списка. Полная информация, кому интересно, есть на сайте Центризбиркома.

Самое время обсудить, как и почему устроена политическая агитация в России. Для начала я бы выделила две группы кандидатов: кандидаты, у которых есть штаб — технологи, дизайнеры, социологи и другие специалисты; кандидаты в стиле «сам себе трамвай».

При этом наличие штаба совершенно не означает, что кандидат отправит своим избирателям внятное и красиво оформленное послание. Но несколько повысит шансы на то, что в листовке хотя бы не будет орфографических ошибок. Ну так, чтобы избиратели старой закалки, испорченные всеобщей советской грамотностью, не впадали в амок сразу около почтового ящика.

Сегодня мне в ящик упала листовка муниципального кандидата: 

«Наш район и нам решать

Как будем жить и чем дышать».

Орфография творцов, как вы понимаете, сохранена. Мне больно от отсутствия запятых.

Зато кандидаты от системной и несистемной оппозиции способны распознавать и утверждать в агитации не только красный, синий и белый цвета. Потому что кандидаты от «Единой России» и их штабы — неспособны. Не буду ругать коллег: я и сама, помню, утверждала у дизайнеров исключительно листовки в этой цветовой гамме. Потому что триколор. Потому что Россия. Потому что все хотят выглядеть державно и государственно, даже если им чуть больше 30 лет, а на ногах — дизайнерские кроссовки. Нам, политтехнологам, приходится уважать и поддерживать эти политические традиции.

Да и так ли уж важны цвета. Куда больше интересует содержание. Агитация кандидатов от власти, как правило, содержит: конкретные результаты в цифрах («Х детских садов построено за Х лет»), если выборы у человека не первые. Если первые — можно в будущем времени. Слоган в духе «Такой-то регион — наш общий дом», «Решим проблемы нашей области вместе». Достаточно развернутое описание проблем региона/города и результатов/обещаний. И все это упаковано в предвыборную газету либо листовку с большим количеством текста.

Агитация других кандидатов, как правило, содержит: яркий или блеклый призыв к переменам; описание огромных возможностей региона/города, которые этот кандидат разовьет, а власть бездарно уничтожает; всё это упаковано в предвыборную газету либо листовку с большим количеством текста.

Если у кандидата нет денег и возможностей, чтобы исполнять такие сложные идеологические трюки, он(а) просто шарашит плакат/листовку, где пишет четыре-пять пунктов о наболевшем и ставит самую удачную фотографию. Или выступает в стиле радикального минимализма. Пока что мои фавориты в этой кампании: Анна Кафанова из округа № 4 в Талнах, со слоганом «Шахтер, выбери меня!» (и фотографией в черном с оборками). Юрий Цой из Южно-Сахалинска со слоганом «Цой жив!» и припиской «Тем, кто ложится спать, спокойного сна». 

И конечно, над Анной Кафановой и Юрием Цоем сейчас смеются в социальных сетях, и всё громче смеются с каждым новым перепостом. А вот кандидаты в губернаторы в перепостах не замечены. А как думаете, почему? Потому что большинство кандидатов от власти ведут кампанию, направленную на жителей сел и небольших городов, если речь идет о регионе. Направленную на бюджетников и старшее поколение, если речь идет о городе или городском округе. Да, там будет большая газета, солидная программа и округлый неяркий слоган — не для того, чтобы понравиться всем. А чтобы не вызвать раздражения, но отработать обязательную программу агитации.

Кандидаты, уверенные в своих мобилизационных возможностях и неизбежной победе, делают агитацию «на отвяжись». Я видела в жизни несколько исключений, и даже работала над ними. Но как правило, ситуация такова. А кандидаты, уверенные в поражении, иногда делают вызывающе и ярко просто для того, чтобы запомниться в истории региона или города. Тоже политический капитал.

А еще кандидаты от власти иногда вспоминают, что у них среди избирателей есть молодежь. Что предложить молодежи? Ну, ролик в интернете! Где будет всё то же самое, но кандидат без галстука. Уговорили снять. Ух. Прорыв. Миллион перепостов. Или нет.

А теперь отложим в сторону листовки и спросим: а есть ли где-то в политической агитации реальная живая жизнь? И я внезапно скажу: да. Реальная коммуникация с избирателями возникает на встречах с ними. На детской площадке во дворе дома 16 по Машиностроительной улице. На встрече с агитаторами в штабе. В университете областного центра. В ДК поселка «Радостное». Я видела такие встречи много раз, и вот там всё иначе. Там не «Город Х — территория развития», а стоит живой человек перед живыми людьми и старается быть убедительным. А они на него (нее) смотрят, и часто очень критически.

Что, кстати, дает возможность сделать прогноз: через несколько лет будет массово то же самое, но в онлайне.

Прямой эфир