Потребителей стали меньше обманывать
В первой половине 2017 года Роспотребнадзор зафиксировал на треть меньше случаев обмана потребителей, чем годом ранее. Также начало снижаться и число других нарушений прав потребителей. Ритейлеры объясняют тенденцию активизацией борьбы за покупателя.
За первые шесть месяцев этого года Роспотребнадзор провел 25,5 тыс. проверок торгующих организаций и выявил 17,7 тыс. нарушений, следует из справки ведомства, с которой ознакомились «Известия». Годом ранее служба зафиксировала 17,8 тыс. нарушений при 23,9 тыс. проверок. По данным Роспотребнадзора, заметно сократилось число случаев обмана потребителей. За первые полгода 2017-го служба обнаружила почти 1 тыс. таких нарушений, а год назад — 1,5 тыс. (что составило 3,9% и 6,2% от общего числа соответственно). Также сократилось число иных нарушений прав потребителей — с 6,7 тыс. случаев в первые шесть месяцев 2016 года до 5,9 тыс. случаев в тот же период 2017-го (28,1% и 23,2% общего количества соответственно).
В Роспотребнадзоре воздержались от комментариев.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет «Ашан», X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» и другие крупнейшие сети) Илья Ломакин-Румянцев предположил, что снижение числа нарушений связано с борьбой за потребителя.
— Конкуренция ужесточается, и торговля начинает беречь своего покупателя, — пояснил эксперт.
Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов объяснил снижение числа нарушений прав потребителей с тем, что граждане при наличии на то оснований всё чаще обращаются в контролирующие органы.
— Суды в большинстве споров встают на сторону граждан, поэтому многие компании стараются избегать нарушений, либо мирно решают все споры. Сейчас получить удовлетворение своих претензий от компаний намного проще, чем несколько лет назад. При этом значимых изменений закона «О защите прав потребителей» не было, — отметил Олег Сухов.
Председатель «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко отметила, что защите прав потребителя в последние годы уделяется особое внимание на государственном уровне.
— Из заметных инициатив можно назвать предложение депутатов о регламентации жалобной книги, об увеличении штрафов за обман и нарушение прав незащищенных категорий населения и т.д. Большое внимание уделяется борьбе с фальсификатом. Всё это способствует улучшению ситуации, — отметила Виктория Данильченко.
В начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей. Она призвана задать ориентиры регулирования и повысить правовую грамотность граждан. Сейчас Роспотребнадзор разрабатывает план реализации этой стратегии.