Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Генпрокурор Швеции приняла решение оцепить место ЧП на «Северных потоках»
Экономика
Россия ввела контрсанкции против оператора ПХГ «Катарина» в Германии
Мир
Маск предложил повторить референдумы в новых регионах РФ под наблюдением ООН
Общество
Экс-глава Дербентского района Дагестана получил 9 лет колонии за растрату
Мир
ЕС выделит еще €5 млрд макрофинансовой помощи Украине
Происшествия
Один человек погиб в результате удара ВСУ по Херсонской области
Мир
Президент Болгарии отказался подписывать декларацию о вступлении Украины в НАТО
Мир
Посол ФРГ заявил о достижении низшей точки в отношениях с Россией
Общество
Отсрочку по мобилизации могут дать на год с возможностью продления
Мир
Мособлсуд рассмотрит жалобу на приговор баскетболистке Грайнер 25 октября
Мир
Иран назвал провокации США причиной кризиса на Украине

Роспотребнадзор скорректирует стратегию защиты прав потребителей

Защищенность граждан предложили измерять снижением числа судебных претензий
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Роспотребнадзор получил замечания к проекту стратегии госполитики в области защиты прав потребителей до 2030 года. Изменить целевые показатели документа предложил в своем отзыве Минпромторг. В ведомстве полагают, что защищенность потребителей должна выражаться в снижении числа исков от граждан, а не в их увеличении, как считает Роспотребнадзор. В целом с учетом замечаний Минпромторг согласовал подготовленный проект стратегии, а в Минфине его одобрили без корректировок. Для внесения документа в правительство не хватает отзыва Минэкономразвития, которое пока не дало проекту свою оценку.

Минпромторг «рассмотрел проект стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и согласовал его с учетом замечаний», сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Документ был подготовлен Роспотребнадзором в конце прошлого года.

«Повышение эффективности защиты прав потребителей должно проявляться в снижении количества исков», — высказал замечание Минпромторг.

В редакции стратегии, подготовленной Роспотребнадзором, увеличение числа судебных претензий указано в качестве одного из целевых показателей. В документе указано, что в 2015 году в России на 100 тыс. населения подавалось 2,1 иска в защиту неопределенного круга потребителей. Роспотребнадзор в своем документе запланировал рост этого показателя до 3 в 2030 году. В 2017–2019, 2020–2024 и 2025–2029 годах в качестве цели указано 2,3, 2,6 и 2,8 иска на 100 тыс. населения соответственно.

В числе целевых показателей в изначальной редакции стратегии также указано и увеличение числа судебных претензий в защиту конкретного потребителя — с 1,4 иска на 100 тыс. населения в 2015 году до 4 к 2030-му.

Также Минпромторг в своем отзыве указал, что в главе стратегии об оценке текущего состояния защиты прав потребителей не представлена статистика роста жалоб потребителей в отношении интернет-продавцов (в документе вообще отдельно не оговаривается дистанционная торговля). Кроме того, по мнению министерства, программный документ стоит дополнить и мыслью о том, что «меры по защите прав потребителей должны быть направлены на борьбу только с незаконными действиями участников рынка».

Проект стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года Роспотребнадзор разработал в ноябре 2016 года. Целью документа указано «обеспечение повышения уровня и качества жизни населения РФ, содействие соблюдению права граждан на доступ к безопасным товарам и услугам, а также права на справедливое, равноправное, устойчивое социально-экономическое развитие окружающей среды». В числе задач перечислены предотвращение появления недобросовестных бизнес-практик, развитие рыночной конъюнктуры для расширения выбора и снижения цен, продвижение принципов рациональной модели потребления и др. Конкретные меры для решения этих задач должны быть сформулированы в плане мероприятий по реализации стратегии, который будет подготовлен после ее утверждения. В качестве целевых показателей в стратегии указаны увеличение числа потребительских исков и доли удовлетворенных претензий, принятие региональных программ по защите прав потребителей, а также увеличение числа потребителей, знающих о своих базовых правах и удовлетворенных состоянием уровня их защиты и др.

Согласно поручению правительства России, стратегия должна быть окончательно сформирована к 1 августа 2017 года. В разработке документа также участвуют Минэкономразвития и Минфин. В Минэкономразвития рассказали, что документ получили и вопрос прорабатывается. В Минфине сообщили, что ведомство согласовало проект стратегии, не упомянув о наличии замечаний.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в беседе с «Известиями» не согласился с замечанием Минпромторга относительно снижения числа исков как индикатора защищенности потребителей.

— Невысокое экономическое давление потребителей на компании-нарушители через суды является серьезной проблемой. Сейчас, например, из-за задержки рейсов авиакомпаниями из десятков тысяч пострадавших иск подают несколько человек, — сказал «Известиям» Дмитрий Янин.

Он полагает, что высокое число исков свидетельствует о том, что потребители знают, как отстоять свои права.

По данным ВЦИОМа, большинство россиян (64%) осведомлены о том, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют себе только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир