Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Экс-премьер Британии предрек миру катастрофу из-за ликвидации USAID
Мир
Трамп заявил о планах администрации США сократить военные расходы
Общество
На участке трассы М4 «Дон» в районе Новороссийска приостановили движение
Общество
Гладков прокомментировал гибель двух фельдшеров в ДТП в Белгороде
Мир
Зеленский планирует завлекать 18-летних в ВСУ «выгодными контрактами»
Мир
Трамп уверен в нормальной реакции первой леди США на признание Маска в любви к нему
Общество
Глава Балтийска и его заместитель задержаны по подозрению во взяточничестве
Мир
В Тбилиси потребовали извинений за критику закона об иноагентах после слов о USAID
Мир
Украина работает над возможностью транзита в Европу газа из Азербайджана
Мир
Трюдо заявил о серьезности намерений Трампа о присоединении Канады к США
Происшествия
В Югре три человека погибли и двое пострадали в результате ДТП с грузовиком
Мир
Трамп заявил об увольнении работавших над делом о штурме Капитолия сотрудников ФБР
Армия
Минобороны сообщило о трех уничтоженных БПЛА над Белгородской областью
Мир
Во Франции нашли девять саркофагов возрастом около 1,3 тыс. лет
Общество
«Россия» заявила о рейсах из Пулково на самолетах большей вместимости
Мир
В Киеве сотрудники ТЦК начали останавливать машины с военнообязанными на ходу
Политика
Досрочные выборы губернатора Новгородской области пройдут в сентябре

Художники Приморья добрались до Москвы

Выставка «Край бунтарей» раскрыла неизвестные грани советского искусства
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московский музей современного искусства открыл новый выставочный сезон проектом «Край бунтарей». Экспозиция представляет работы 22 мастеров и арт-групп с Дальнего Востока и охватывает период от начала 1960-х до сегодняшних дней. Знакомство с именами, большей частью неизвестными за пределами Приморья, раскрывает новые, подчас неожиданные грани советского искусства.

Два этажа здания на Тверском бульваре заполнены картинами, инсталляциями, скульптурами и даже телевизорами с видеоартом. Кураторы не стали ограничиваться одним жанром и попытались представить максимально широкую панораму дальневосточного искусства. Получилось эклектично и пестро, спорно по структуре (например, абстракционизм есть во всех залах понемножку), но увлекательно.

Для зрителей, представляющих себе художественный процесс второй половины XX века, знакомство с экспонатами приморских «бунтарей» оборачивается постоянным ощущением дежавю, эдакой постмодернистской игрой в «угадай мелодию».

Вот, допустим, часть ироничного диптиха «Гостинка» Андрея Камалова и Виктора Серова или «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» Серова же — явно соц-арт в духе «семидесятников». А гигантские полотнища и холсты без подрамников Александра Киряхно, местами порванные, местами расшитые обрывками ткани и экспрессивно забрызганные краской, вполне могли бы родиться в студии «Новая реальность» Элия Белютина.

Но феномен дальневосточного искусства во многом заключается как раз в его изолированности — в 1960–1980-е Владивосток был закрытым городом, мастера из других регионов приехать в него не могли, привозных выставок не проводилось. Поэтому те художественные процессы, которые шли в Москве и Санкт-Петербурге, напрямую не влияли на приморскую художественную сцену. Скорее местные сами «изобретали велосипед», и зачастую — крайне талантливо, ничуть не хуже, чем столичные коллеги, хоть и позже. 

Здесь мелькают переклички не только с российским, но и с западным искусством. Тот же Александр Киряхно представлен еще и традиционными картинами — абстракциями, решенными в серо-бежево-коричневых тонах. И от ассоциаций с работами Антони Тапиеса никак не уйти. Пожалуй, каталонский мастер более аналитичен, а его владивосточный коллега предпочитает спонтанность высказывания. Но по цветовой гамме и самому подходу они — «побратимы», даром что между Барселоной и Владивостоком — целый континент. И это подтверждает известную истину: одни и те же идеи могут в определенный исторический момент возникать у разных людей совершенно независимо друг от друга.

Встречаются на выставке и сознательные аллюзии, правда, относящиеся уже к более позднему времени — например, акварель «Инверсия Марка Ротко» Федора Морозова (1998). Ну а произведения наших дней и вовсе размывают региональные и культурные границы. Так, в ироничной инсталляции Алексея Круткина «Малые скульптурные формы» (2014–2015) миниатюрные мизансцены выстроены из фигурок российских и американских мультяшных персонажей, а также безликих китайских игрушек.

И вот парадокс — впитав в себя традиции всего мира и создав ряд работ абсолютно в русле искусства сегодняшнего дня, молодые художники Приморья так и не смогли органично влиться в актуальный художественный процесс России. Для столичной арт-сцены искусство Владивостока — по-прежнему terra incognita. Возможно, выставка «Край бунтарей» сможет хотя бы отчасти исправить это положение.

Читайте также
Прямой эфир