Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проблемы, которые встают перед экономикой разных стран, на самом деле значительно глубже, чем инфляция или безработица. Старение населения или нехватка природных ресурсов в долгосрочной перспективе могут привести к гораздо более катастрофическим последствиям.

Например, кто будет работать, если возраст большей части населения развитых стран перевалит за 70? Если это и преувеличение, то очень легкое. Цифровая экономика — это набор инструментов, которые при правильном применении могут помочь нивелировать подобные угрозы.

Как известно, в 50–70-х годах прошлого века экономика Японии демонстрировала рекордные темпы роста. Это явление назвали японским экономическим чудом. Родилось оно не само собой. Это было результатом целенаправленной государственной политики, и первую скрипку сыграли высокие технологии. Информация о них хлынула в прежде закрытую страну после Второй мировой войны, и правительству удалось правильно ею воспользоваться.

По сей день в Японии существует специальное профильное ведомство, которое занимается высокими технологиями. С 2011 года оно было переименовано в Национальный институт продвижения цифровой экономики и цифрового общества (Japan Institute for Promotion of Digital Economy and Community, JIPDEC). Это неспроста: очевидно, что сегодня самое время сделать еще один подобный рывок, основанный на внедрении цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект и т.д.). Только информационно-коммуникационный сектор уже обеспечивает в стране 9% ВВП и 7% рабочих мест (в Евросоюзе — 4% и 3% соответственно). В том числе благодаря внедрению цифровых технологий японская экономика выбирается из долгого периода стагнации — за I квартал 2017 года она выросла на 0,5%.

Один из краеугольных камней инфраструктуры цифровой экономики — развитие широкополосного доступа в интернет. Так исторически сложилось, что в Японии было очень развито телевидение. На базе телевизионной инфраструктуры возникла сеть широкополосного доступа, которая позволила стране одной из первых объединить услуги ТВ, онлайн-провайдеров и телефонной связи. Сейчас Япония занимает одно из первых мест в мире по всем показателям проникновения интернета среди населения и организаций.

Сегодня это дает огромные возможности для развития самых разных отраслей экономики и появления новых видов бизнеса и услуг для достижения экономического роста и решения социальных проблем.

Под эгидой японской федерации крупного бизнеса «Кэйданрэн» были разработаны основы программы создания суперинтеллектуального общества, или «Общества 5.0». По задумке «Кэйданрэн», «Общество 5.0» — это социально-экономическая и культурная система, основанная на передовых цифровых технологиях (большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность), с одной стороны, и обеспечивающая развитие науки и технологий на благо каждого члена общества — с другой.

Стратегия «Общество 5.0» расширяет известную концепцию «Индустрии 4.0». Она не ограничена только производственным сектором, а призвана решать социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства. У японских компаний уже есть примеры технологических решений, направленных на реализацию стратегии «Общество 5.0», которые относятся к совершенно разным отраслям. Так, Mitsubishi Electric развивает платформу промышленной автоматизации e-F@ctory, позволяющей создавать «умные» фабрики и заводы. Это вклад в развитие интеллектуальных промышленных систем или «умного производства» на основе искусственного интеллекта и распределенных вычислений (edge computing) — разновидности облачных вычислений, на участках сети, близких к источнику данных. Компания Fujitsu производит носимую электронику Ubiquitousware, которая позволяет применять новые бизнес-модели в здравоохранении. Toshiba работает над альтернативной энергетической системой, которая, как ожидается, снизит зависимость от централизованной генерации электроэнергии за счет использования маленьких локальных источников. Подобные технологии способны в корне изменить экономику и частную жизнь.

Однако для развития цифровой экономики необходимо преодолеть так называемые пять стен. Изменить уровень мышления можно только когда концепцию «Общества 5.0» примут все участники общественных и экономических отношений.

Первая из этих стен — стена министерств и ведомств. Для того чтобы двигаться вперед, нужны четкая национальная стратегия и поддержка инициатив государством вплоть до создания новых органов власти.

Вторая стена — законодательная система. На примере многих стран видно, как прогресс буксует, упираясь в устаревшие законодательные нормы. Наиболее яркие примеры — это Uber или AirBNB: технология уже дает людям возможность зарабатывать напрямую на своих водительских навыках или сдаче жилья, но государство пытается это запрещать (иногда вполне успешно). Это неправильная ситуация.

Третья стена — технологии. Нужно формирование базы знаний, чтобы каждый мог воспользоваться преимуществами цифровой экономики. Посмотрите, например, на создание компьютерных программ. Лет 20 назад, для того чтобы сделать сайт, нужно было владеть навыками программирования. Сегодня сайт или приложение делаются в готовом конструкторе. Так должно быть и с другими технологиями.

Четвертая стена — человеческие ресурсы. Людям нужно объяснять, как работает цифровая экономика, и обучать их, чтобы они были готовы творить.

И, наконец, пятая стена — принятие обществом. Если эти пять стен удастся преодолеть, плоды «Общества 5.0» сможет потреблять не только Япония, но и весь остальной мир. Ведь цифровая экономика во многом стирает физические границы.

Автор — старший генеральный менеджер подразделения внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир