Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Новоизбранный президент Ирана Пезешкиан назвал своих конкурентов братьями
Мир
Джо Байден назвал своим достижением расширение НАТО
Общество
В Дагестане закрыли банкетный зал после отравления 14 человек
Мир
Карлсон указал на желание Орбана остановить полное разрушение Украины
Экономика
Ставки по ипотеке выросли до 23%
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +32 градусов в Москве на следующей неделе
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь украинских БПЛА над Курской и Белгородской областями
Мир
Армения и США проведут совместные военные учения с 15 по 24 июля
Мир
В Херсонской области рассказали о лесных пожарах из-за атак ВСУ
Происшествия
При обстреле Донецка со стороны ВСУ погиб мирный житель
Недвижимость
Эксперты сообщили о росте спроса на аренду квартир
Мир
Орбан назвал бюрократической бессмыслицей критику со стороны ЕС
Культура
В Москве открывается посвященный 12 городам РФ проект-приключение «Код города»
Общество
В Приморско-Ахтарске восстановили электроснабжение
Мир
Окружение Байдена считает причиной его проблем со здоровьем преклонный возраст
Мир
Премьер Словакии Фицо впервые после покушения появился на публике
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС регионального характера из-за лесных пожаров

Армия распробовала беспилотники

Редактор отраслевого журнала UAV.ru Денис Федутинов — о том, как дроны превратились из дорогой игрушки в незаменимый инструмент
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Масштабные закупки беспилотных систем позволили накопить опыт эксплуатации и боевого применения БЛА, а самое главное — дали понимание их места и роли в современных вооруженных силах. Активное использование БЛА в ходе масштабных учений, а также в реальной боевой обстановке сделало их действующим элементом оснащения войск.

В советские годы в нашей стране был создан неплохой задел по беспилотной тематике, позволявший говорить о паритете в данной области с западными визави. Исключение беспилотников из списка приоритетов российских военных, произошедшее в 1990-е, привело к остановке работ и постепенному накоплению отставания от ряда стран.

В результате к середине первого десятилетия XXI века российские вооруженные силы остались с беспилотными системами старого образца — «Стриж» и «Рейс». Они создавались КБ Туполева еще в 1970-е годы, а комплекс «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» был создан НИИ «Кулон» и КБ Яковлева в конце 1980-х.

Проблемы, связанные с отсутствием в войсках современных беспилотных средств разведки и наблюдения, наглядно проявились в 2008 году во время августовской войны. Российские военные тогда неоднократно предпринимали попытки использовать имеющиеся на вооружении беспилотники, но их эффективность оказалась весьма низкой.

Этот конфликт стал в полном смысле переломным моментом в судьбе отечественных беспилотников. Стало очевидно, что необходимы серьезные и безотлагательные действия по исправлению ситуации. Действия эти носили многовекторный характер и состояли в том числе в открытии работ по созданию перспективных систем, а также закупке некоторых имеющихся на рынке систем.

Первая из предпринятых мер заключалась в приобретении партии беспилотных систем Bird Eye 400 и Searcher Mk II у одного из ведущих мировых разработчиков подобной техники — израильской компании IAI. Впоследствии была налажена сборка дополнительной партии этих беспилотных систем в России под наименованиями «Застава» и «Форпост», для чего были использованы мощности завода УЗГА в Екатеринбурге.

Параллельно российским военным ведомством были начаты закупки отечественных систем, отобранных по результатам сравнительных испытаний. В их числе, в частности, БЛА «Орлан-10» разработки компании СТЦ из Санкт-Петербурга, «Элерон-3СВ» разработки казанской фирмы «Эникс», а также беспилотники семейства «Гранат», производимые компанией «Ижмаш — Беспилотные системы».

Кроме того, Министерством обороны России финансируется проведение ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА. В их числе проект тактического БЛА, над которым работают специалисты входящего в состав концерна «Вега» рыбинского КБ «Луч», проекты двух комплексов средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета, разработкой которых занимаются петербургская компания «Кронштадт» и казанское ОКБ имени Симонова, а также проект тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата, работы по которому ведутся компанией «Сухой».

Сегодня уже можно сказать, что интерес российских военных к беспилотникам перешел из теоретической плоскости в практическую. Весьма показательно в этом плане создание в Министерстве обороны управления, специализирующегося на системах БЛА. Результатом принятых мер стало то, что отставание России от ведущих мировых держав в области беспилотных систем по крайней мере перестало увеличиваться.

Положительные ожидания связываются и с ведущимися в настоящее время НИОКР по созданию перспективных образцов беспилотных систем. Процесс этот требует воссоздания компетенций, а потому является небыстрым и достаточно затратным. Однако демонстрируемые российским военным ведомством последовательность и настойчивость вселяют оптимизм относительно перспектив отечественных беспилотников.

Автор — редактор отраслевого журнала UAV.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир