Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

По волне его памяти: Робер Лепаж вспомнил детство

В спектакле «887» канадский режиссер соединил историю страны с историей семьи
0
Фото: пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вслед за «Полем битвы» Питера Брука 13-й Чеховский фестиваль предъявил еще один весомый козырь — моноспектакль «887» канадца Робера Лепажа. Благодаря именитому гостю и его компании «Экс Макина» многие в зале вспомнили свое детство с уже несуществующими домами, номерами телефонов и покинувшими этот мир дорогими людьми. 

Спектакль начинается с маленькой провокации. Режиссер выходит на сцену, приветствует публику, просит выключить мобильные и предупреждает о шести запасных выходах в случае форс-мажора. Тут бы ему откланяться, но нет: спустя полминуты выясняется, что Лепаж — единственный герой вечера, а основная «фишка» — стихотворение Speak White (автор — Мишель Лилонд), написанное в тяжелом для страны 1970 году, когда Лепаж был 13-летним подростком, и посвященное борьбе франкоязычной Канады за независимость. 

— Пригласили прочесть эту вещь на юбилейном вечере в Монреале, — рассказывает Лепаж, — начал учить и — о ужас! — не смог запомнить ни строчки... 

В финале режиссер все-таки читает это произведение наизусть. Читает под стать революционному содержанию — громко, пафосно, патетически подвывая. Теперь понятно, почему он так долго не мог его запомнить. Прочитанное абсолютно не совпадает с образом интеллигентного и ироничного рассказчика из предыдущего повествования. Впрочем, чему тут удивляться? Революции сначала рождают «горлопанов и главарей», а уже потом интерпретаторов эпохи, которым и становится в этом спектакле Лепаж. 

Выясняется, что процесс заучивания активизировал в его памяти разнообразнейшие воспоминания детства, и он щедро ими делится. Вот дом под номером 887, улица Мюррей, Квебек. В одной из квартир пилит домочадцев набожная католичка, этажом ниже предается плотским радостям дама с пониженной социальной ответственностью... Есть еще ученый-математик, калека-пианист, играющий ноктюрн Шопена, одинокая мамаша с энергичными отпрысками. А также семейство нашего героя. Отец-таксист, мать-домохозяйка, четверо детей и бабушка с Альцгеймером. 

Маленькая история с семейными радостями и горестями оказывается в контексте большой, где взрывают памятник королеве Виктории, похищают министра труда и ловят маньяка-педофила. Память Лепажа хранит шокирующие подробности коллективной жизни и трогательные — частной. Иногда эти жизни пересекаются, как в эпизоде, где 12-летнего Робера, разносчика газет, останавливает полицейский — не бомба ли у него в сумке? — и, понятное дело, никакой радости герою не приносят. 

От документальной драмы, рассказанной от первого лица (Лепаж, к слову, впервые дает персонажу свое имя), «887» отличает необычная для этого демократического жанра сделанность. За кажущейся импровизационностью чувствуется жесткий расчет, за фантазийным потоком воспоминаний — рациональная драматургия: не связанные друг с другом эпизоды щегольски складываются в итоговый пазл. Да и материальная часть постановки свидетельствует о немалых вложениях — как креативных, так и финансовых. Спектакль подобен волшебной шкатулке, из которой по мановению руки, вернее, гаджета рассказчика возникают макеты домов (вид снаружи и изнутри), мультипликационные сюжеты, упакованные — включая пиво в холодильнике — интерьеры, радиоуправляемая машинка — такси отца, игрушечный «Линкольн» с президентом де Голлем, разъезжающий по столешнице, она же квебекская площадь, и прочие объекты памяти.

Есть среди них и персонаж из взрослой жизни Лепажа, некто Фред, сотрудник радио Канады. Фред специализируется на «холодной нарезке» — так у канадских радийщиков называются заранее заготовленные некрологи, и за некую мзду приносит Лепажу его собственный. «Всего 35 строк достижений», — шутливо, но не без разочарования отмечает герой. Утешением ему служит радушный московский прием: наши зрители встретили опус Лепажа стоячей овацией. И судя по этой реакции, «887» можно вписать в «нарезку» 36-й строкой.

Прямой эфир