Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В ГМИИ имени Пушкина появились «Обитаемые пейзажи»

Персональная выставка Гарифа Басырова демонстрирует графику и скульптуры художника
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ГМИИ имени Пушкина открылась персональная выставка Гарифа Басырова. Графические работы художника из цикла «Обитаемые пейзажи», небольшая серия «Архаика» и скульптуры из инструментов и досок «Инкубусы» выставлены в двух залах Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Гигантские бесполые фигуры не то людей в квадратных габардиновых пальто, не то истуканов с острова Пасхи на фоне бескрайних пустынь — такими увидел современников Гариф Басыров. Одиночество и замкнутость, характерные для его персонажей, отражают здесь и историческую эпоху: большинство работ написано в 1980–1990-е годы, когда чувство неопределенности витало в воздухе. Басыров работал в разных техниках: литография, офорт, тушь, карандаш, гуашь, коллаж, но на выставке доминируют его графические рисунки цветными карандашами по картону. Из-за начертания силуэтов короткими линиями изображение кажется сотканным из шерстяных ниток.

Работы Басырова порой носят карикатурный, ироничный характер. Люди-памятники на его рисунках запечатлены как в состоянии покоя (лежа, сидя, во сне, за книгой), так и в движении (субботник, спорт, лыжи, футбол, в полете над городом). Гротеск и фантастичность медитативных сценок на фоне печальных, неприютных пейзажей помещают их в контекст вне времени и места.

Инициатором выставки стал художник-мультипликатор Юрий Норштейн.

— У Басырова сам штрих является произведением искусства, — заявил автор «Ежика в тумане» на вернисаже. — В этом сказывается не столько мастерское владение карандашом, сколько умение передавать опыт переживаемой жизни. В его работах запечатлена бесконечность.

Басырова называют «тихим художником», «художником печального образа», который работает спокойно в своей келье вдали от светского шума. Стремление автора к камерности, уединению сказалось и на планировке самой выставки: работы висят в небольших полуподвальных помещениях, энергетике пустынь на рисунках созвучно свободное пространство зала с матовыми серыми стенами.

В экспозицию также вошли «скульптуры» Басырова, собранные из мусора окрестных свалок и инструментов. Эти антропоморфные, абстрактные фигурки «Инкубусы» — то ли куколки, то ли архаические божки, «жившие» на чердаках.

Творчество Гарифа Басырова перекликается с работами на другой выставке музея — итальянца Джорджо Моранди: то же спокойное уединение, философские размышления, только вместо простых натюрмортов — загадочные пейзажи. Тематические переклички — неслучайны.

— Работам Басырова созвучна и «Тайная вечеря» Тинторетто из экспозиции венецианцев, — отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. — А скоро у нас откроется выставка Александра Тышлера, еще одного «тихого художника». Я воспринимаю экспозицию Басырова как запев, небольшое стихотворение, а не поэму. И у него будет продолжение.

Марина Лошак также отметила, что осенью Отдел личных коллекций закроется для посетителей и будет служить хранилищем. Так что выставка Гарифа Басырова — один из последних публичных проектов в этом пространстве до 2019 года.

Прямой эфир