Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Третьяковка вступила в «Прекрасную эпоху»

Выставка графики первой половины XIX века демонстрирует малоизвестные работы из запасников музея
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В основном здании Третьяковской галереи проходит выставка «Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века». Основу экспозиции, объединившей более 400 работ из запасников музея, составила графика Карла Брюллова, Александра Иванова и Павла Федотова.

Мастера, любимые широкой публикой в первую очередь за многофигурные полотна, всю жизнь активно работали и в «малом жанре». Для художников академической традиции рисунок был и тренировкой техники, и творческой лабораторией, где выкристаллизовывались идеи, затем уже воплощенные на холстах. Хрестоматийный пример — Александр Иванов, создавший в процессе подготовки к написанию «Явления Христа народу» более 800 эскизов (в экспозиции представлено несколько из них).

Куда менее известно, что Иванов также проиллюстрировал и множество других эпизодов Священного Писания — от истории Адама и Евы до Вознесения Господня. На выставке можно увидеть более полусотни акварелей мастера на религиозную тематику. Отдельно стоит отметить эскизы 1845 года, выполненные для неосуществленного проекта — запрестольного образа «Воскресение Христа» в храме Христа Спасителя.

Впрочем, экспозиция не только углубляет уже сформированные представления о творчестве Иванова, но и открывает его новые грани. Так, акварель «Терраса, обвитая виноградом», изображение на которой соткано из воздушных светло-зеленых штрихов, предвосхищает не менее прекрасную эпоху — Серебряный век. А итальянские штудии Иванова — карандашные копии с шедевров Рафаэля и Микеланджело — раскрывают нам процесс совершенствования мастерства российского живописца.

Итальянская тема на выставке продолжается в работах Карла Брюллова. Зарисовки из зарубежных путешествий художника полны местного колорита и мягкого юмора. На акварели «Прерванное свидание» мы видим беседу юноши и девушки, нарушенную экспрессивным окликом старушки из окна. А герои карандашного наброска «Веселое возвращение», распевающие песни верхом на осле, явно не обошлись без итальянского вина.

Художники-академисты первой половины XIX века в графике были свободнее, смелее, подчас даже провокационнее, чем в станковой живописи. Брюллов — не исключение. Многие из представленных работ создавались им для себя, как своего рода путевые дневники. Отсюда и кажущаяся несерьезность сюжетов. Однако вместе они складывают романтический образ Средиземноморья — эдакого рая на Земле, где прекрасные пастушки, сборщики винограда и горные охотники живут в гармонии с природой.

Иронией полны и работы третьего героя выставки — Павла Федотова. Но в отличие от Брюллова юмор автора «Сватовства майора» — едкий, хлесткий. Как и в своих картинах, в графической «Серии композиций критического содержания» художник бичует лицемерие общества и людские пороки. Например, в эскизах «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» объектом сатиры становится суета большого семейства вокруг скончавшейся собачки. Причем Федотов предпосылает изображениям подробное описание, не менее язвительное, чем сами изображения.

«Фиделька решительно околела. Хозяйка с этого горя сама опасно занемогла, уже в постели. Созван консилиум докторов. Только доктору помоложе не до консилиума: он глядит на молоденькую горничную, которая курит благовониями вокруг уже не совсем свежей Фидельки», — пишет автор.

Наконец, работы педагогов Академии художеств — Алексея Егорова, Висилия Шебуева, Федора Бруни, Павла Басина — дополняют образ эпохи, в которой классический рисунок и высокое мастерство еще ценились выше экспериментов, а любая критика облекалась в форму столь изысканную, что сама становилась гимном красоте, искусству и жизни.

 

Читайте также
Прямой эфир