Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Москва предложит принять Иран в ШОС

На саммите Шанхайской организации сотрудничества обсудят ее дальнейшее расширение
0
Фото: РИА Новости/Александр Астафьев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Астане 8-9 июня состоится ежегодный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), центральным событием которого станет первое с момента создания организации расширение — в состав ШОС войдут Индия и Пакистан. До этого они были при организации наблюдателями. Их вхождение сделает региональную структуру более весомой как на политической, так и экономической арене, заявил «Известиям» спецпредставитель президента РФ по делам ШОС Бахтиер Хакимов. Более того, Москва призовет участников принять в свои ряды еще одну страну — Иран. Однако, как отмечают источники «Известий» в руководстве организации, этому противится Таджикистан.

Самым наглядным доказательством важности первого этапа расширения ШОС (ее членами с момента основания в 2001 году являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан) можно считать такую статистику: с вхождением Индии и Пакистана в ШОС численность населения стран-участниц составит 44% от мировой, а их совокупное ВВП — около 24% от глобального, или порядка $33 трлн.

— Потенциал ШОС становится исключительно солидным. Эффект от расширения ШОС будет носить синергетический характер. Мы видим большие перспективы с точки зрения обеспечения безопасности, выстраивания новой архитектуры взаимодействия в интересах мира и устойчивого развития, и не только в регионе, но и за пределами пространства ШОС, — заявил «Известиям» спецпредставитель президента РФ по делам ШОС, посол по особым поручениям МИД РФ Бахтиер Хакимов.

По его словам, в регионе наметилась тенденция к углублению экономической интеграции (Россия активно продвигает ЕАЭС, часть стран-участниц которого входят и в ШОС, а Китай выступает с масштабным проектом «Один пояс — Один путь», к которому страны-члены ШОС планируют присоединиться). На этом фоне шанхайская «восьмерка» становится дополнительной площадкой для решения вопросов торгово-экономического взаимодействия.

При этом Москва считает необходимым вхождение в состав участников еще одной страны — Ирана. Пекин в этом вопросе ее поддерживает.

— Тегеран показал себя как надежный, эффективный, конструктивный партнер, работая в ШОС в статусе наблюдателя на протяжении последних 12 лет. Поэтому мы настойчиво добиваемся, чтобы заявка Ирана на членство не откладывалась в долгий ящик, и нашу позицию разделяет большинство, — отметил Бахтиер Хакимов.

Раньше полноправному членству Тегерана препятствовали санкции ООН, наложенные на иранский режим за развитие ядерных программ, но в 2016 году они были окончательно сняты. Теперь, по словам источников «Известий» в руководстве ШОС, этому процессу препятствует Таджикистан. Еще в апреле «Известия» писали со ссылкой на источник в российской делегации, которая находилась в Астане на заседании Совета глав МИД стран ШОС, что против вхождения Ирана в ШОС выступает Таджикистан. По словам источников в ШОС, подвижек в этом вопросе пока не произошло: Душанбе по-прежнему обвиняет Тегеран в поддержке оппозиционной партии исламистского толка, отмечая, что это делает Иран автоматически не соответствующим критериям ШОС.

— До 2015 года Душанбе лоббировал прием Ирана в ШОС, но сейчас отношения Душанбе и Тегерана крайне натянутые из-за поддержки Ираном Партии исламского возрождения в Таджикистане, которая считается у нас террористической. Душанбе будет выступать против членства Ирана в ШОС до тех пор, пока Тегеран официально не объявит эту партию террористической организацией, — пояснил позицию властей в Душанбе главный редактор таджикской газеты «СССР» Сайёфи Мизроб.

Не менее важной составляющей сотрудничества в рамках ШОС остаются и вопросы безопасности. И здесь на первый план выходит ситуация в Афганистане.

— Афганская тема важна для ШОС, а на фоне необходимости усилить борьбу с терроризмом ее значимость только возрастает. ШОС расширяет число государств–полноправных членов. Значит, успешнее будет взаимодействие в борьбе с террористами и помощь афганскому руководству в борьбе с террористическими группировками, обосновавшимися на территории Афганистана, который с 2012 года является страной-наблюдателем ШОС, — сказал «Известиям» экс-генсек ШОС, возглавлявший организацию в 2013–2015 годах, член Совета Федерации РФ Дмитрий Мезенцев.

Аналитик Университета Нархоз в Алма-Ате Данияр Косназаров уверен, что без Индии и Пакистана проблема Афганистана, ситуация в котором со времени прошлого саммита серьезно ухудшилась, не сдвинется с мертвой точки.

Отношения Дели и Исламабада натянуты из-за споров вокруг Кашмира и из-за взаимных обвинений в поддержке террористов. Однако, как заверил «Известия» Бахтиер Хакимов, со вступлением двух соперников в ШОС градус накала в индо-пакистанских отношениях, напротив, должен снизиться.

Источники «Известий» в руководстве организации отмечают, что сложности существуют и в двусторонних отношениях между другими странами-членами ШОС (например, территориальный спор Индии с Китаем и проблема Далай-Ламы, конфликты из-за границы и водных ресурсов между центрально-азиатскими странами-членами ШОС). Но при этом ШОС никогда не становилась местом для выяснения двусторонних отношений. С возможным вступлением Ирана в структуру появится площадка, где Тегеран и Душанбе также смогут найти точки соприкосновения, а позднее выйти и на нормализацию диалога.

 

Читайте также
Прямой эфир