Бой тени: зарплату в конвертах получают около 8 млн россиян
Около 8 млн россиян работают неофициально, согласно оценке опрошенных «Известиями» аналитиков. Причем эта цифра может расти на фоне дефицита кадров, спроса на подработки и корректировки налоговой системы, хотя власти ужесточили контроль за серым сектором. В 2025 году из тени вывели почти 1 млн человек, сообщили в Роструде. Это на 20% больше, чем годом ранее. Какие риски скрыты в нелегальной занятости для граждан и экономики в целом — в материале «Известий».
Сколько россиян работают неофициально
В 2025-м власти вывели из теневой занятости 976 тыс. человек, рассказали «Известиям» в Роструде. Это на 20% больше, чем в предыдущем году, — тогда удалось легализовать 810 тыс. человек.
Однако количество россиян, которые получают зарплату в конвертах, всё еще огромное. В прошлом году глава Минтруда Антон Котяков сообщил, что потенциальная численность граждан, занятых в теневом секторе экономики, составляет примерно 5 млн человек.
По данным Росстата, в 2024 году в нелегальном секторе трудилось около 15 млн. Одним из критериев такой занятости считается отсутствие у работодателя госрегистрации в качестве юрлица. То есть эта совокупная цифра включает не только работающих без официального оформления трудовых отношений, но и самозанятых, индивидуальных предпринимателей без регистрации ИП и их сотрудников.
Реальные цифры занятых в сером секторе могут быть выше официальных, так как оценки сильно разнятся в зависимости от выборки и методологии подсчета, подчеркнул финансовый советник и основатель Rodin.Capital Алексей Родин.
В негативном сценарии число нелегальных сотрудников достигает 8–9 млн граждан, оценил он. Схожие цифры — 8–10 млн человек — привел управляющий партнер HR агентства А2 Алексей Чихачев.
По мнению эксперта в сфере корпоративного управления и подготовки кадров, заместителя председателя совета директоров Сибирского делового союза Анастасии Горелкиной, число получающих зарплату в конверте существенно ниже — около 5,5–6 млн человек. Но в эту статистику не попадают те, кто получает часть зарплаты в конверте при официальном трудоустройстве. Таких, по разным оценкам, может быть еще несколько миллионов, уточнила эксперт.
Почему всё больше сотрудников выходят из тени
Власти сейчас активно борются с теневой занятостью и ужесточают контроль. Во всех регионах созданы межведомственные комиссии по противодействию нелегальному сектору. В их состав входят представители разных муниципальных, региональных и федеральных органов власти, в том числе Роструда, ФНС, СФР и других.
Основные задачи комиссий — выявлять случаи неофициального трудоустройства и принимать меры для легализации работников через оформление трудовых договоров. Это дает сотруднику больше социальных и трудовых гарантий, например право на оплачиваемый отпуск, пояснили в Роструде. Также проводятся консультации с компаниями и гражданами, добавили там.
У государства стало больше инструментов наведения порядка: усилились межведомственные механизмы и риск-ориентированный контроль, формируется институт публичного давления на недобросовестных работодателей — вплоть до профильных реестров, рассказал Алексей Чихачев.
Кроме того, из-за дефицита кадров компании всё чаще делают ставку на их удержание и свою устойчивость — оформление "по-белому" и гарантии становятся частью конкурентного пакета, а схемы с подменой трудовых отношений ГПХ или самозанятостью рассматриваются как избыточный регуляторный риск, отметил эксперт.
Анализ больших данных (соотношение зарплат по отраслям и регионам, расходы граждан, отчетность НКО) позволяет эффективнее выявлять серые схемы, заявила основатель «Фарма&Медикал Рекрутмент» Анастасия Малахова. Неформальный наем становится источником крупных финансовых и репутационных рисков, что подталкивает к выходу из тени, добавила она.
Как ранее писали «Известия», уже свыше 650 компаний попали в реестр недобросовестных работодателей. Для бизнеса присутствие в списке означает повышенное внимание проверяющих органов, риск штрафов и потерю доступа к господдержке.
Экономика всё быстрее переходит на безналичные платежи и цифру, и это хорошо заметно не по отчетам, а по обычной жизни, отметил основатель агентства по управлению рисками «Секвойя Групп» и председатель комитета по страхованию Ассоциации экспортеров и импортеров Максим Гмыря.
— Для людей младше 40 лет наличные уже не выступают привычным инструментом — многие в принципе не оперируют ими регулярно. По мере смены поколений сама логика конвертных выплат начинает выглядеть архаичной, — уточнил эксперт.
Чем опасна нелегальная занятость для людей и экономики
Часть россиян соглашается на зарплату в конверте из-за краткосрочной выгоды (больше денег на руки), недоверия к институтам, долговых обязательств и банальной нехватки альтернатив на локальном рынке труда, пояснил Алексей Чихачев.
Более того, в условиях дефицита кадров одним из основных трендов рынка труда прошлого и начала этого годов стал рост интереса россиян к подработке, писали ранее «Известия». Соискатели частичной занятости тоже иногда соглашаются на зарплату в конвертах, особенно если устраиваются без ведома основного работодателя.
Однако из-за нелегальной работы люди становятся юридически уязвимыми: практически невозможно защитить свои права в случае незаконного увольнения, невыплаты или задержки зарплаты, произвола работодателя, отметила основатель «СФЕ&Маркетинг Экселленс Академия» Наталия Каширина.
Работа в сером секторе означает потерю больничных, декретных, страховых выплат, пенсионного стажа, с ней сложнее подтверждать доход, получать кредиты и ипотеку, указал Алексей Чихачев. Для экономики это грозит недобором налогов и взносов, искажением конкуренции и снижением качества занятости, заключил эксперт.
Теневой сектор ведет к прямым потерям бюджета, он стоит до 10% ВВП ежегодно, уточнила Анастасия Горелкина. Также, по ее словам, государство не может нормально планировать социальные программы, когда миллионы граждан выпадают из системы налогообложения.
Изменение фискальной нагрузки, заметное увеличение МРОТ и отмена льготных страховых взносов для МСП будут осложнять дальнейшее обеление экономики, полагает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Как отметил Алексей Родин, предпосылок для резкого роста нелегальной занятости нет, однако небольшой бизнес во избежание лишней нагрузки, в том числе документальной, будет удерживать этот показатель.
В то же время общее движение идет в сторону прозрачности, уверен Максим Гмыря. При этом для сокращения теневого сектора требуется не только контроль, считает Анастасия Малахова. Следует создать дополнительные экономические условия для того, чтобы легальность была выгодна всем участникам рынка труда.