Налоговый шок: надолго ли взлетела инфляция после повышения НДС
Данные за начало года оказались холодным душем для ожидавших замедления инфляции в России. Рост цен к 12 января составил 1,26% — показатель, больше соответствующий квартальному. Тем не менее практически все аналитики относят этот всплеск к повышению НДС с 1 января. О том, является ли подъем инфляции долговременным или это всего лишь эпизод, после которого ситуация придет в норму — в материале «Известий».
Больше, чем за месяц
Официальные цифры по инфляции за весь прошлый год еще не публиковались, но по общему мнению экономических экспертов, она составит не более 5,7%. Это, конечно, далеко до целевого уровня Банка России, но является огромным прогрессом по сравнению с показателями первой половины прошлого года, когда рост цен в годовом исчислении достигал двузначного уровня. Замедление инфляции было плавным и очевидным процессом, который позволял оптимистично смотреть в будущее в конце прошлого года.
Первая цифра нового года оказалась слегка шокирующей. Даже с поправкой на то, что это данные по итогам 12 дней, а не одной недели, это очень много. В годовом исчислении с учетом сезонного и календарного факторов это означало бы темпы роста в районе 15–20%. К примеру, за весь январь 2025 года цены выросли на 1,23%.
Лидерами роста стали овощи (огурцы прибавили 21%, а помидоры — 14%), что ожидаемо, но масштабы всплеска оказались слишком резкими. В целом плодоовощная продукция прибавила сразу 7,9%, да и в целом продовольствие заметно росло в цене — даже те товары, у которых нет жесткой привязки к сезонности. При этом подавляющее большинство непродовольственных товаров и почти все услуги росли в цене ниже общей инфляции.
«Размажется на квартал»
В начале 2026 года базовая ставка НДС в России повысилась с 20% до 22%. Президент России Владимир Путин сказал, что это решение является временным. Тем не менее такое повышение не могло не сказаться на инфляции. Долгосрочно рост налогов инфляцию не разгоняет, но в моменте эффект может быть сильным, а кроме того, не очень понятно, как долго может продлиться этот момент.
По словам главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, очень сложно оценить эффект от роста НДС, кроме того, чтобы констатировать его значительность.
Масштаб будет понятен по месячным и еще точнее — квартальным данным. Мы ожидаем что, как и в 2019 году, основной всплеск придется на январь, но частично эффект повышения налога размажется на первый квартал, — сказал он.
Заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института Гайдара Евгений Горюнов согласился с тем, что главный эффект на рост цен в первой половине января оказало повышение НДС. При этом он считает, что фискальные преобразования продолжат оказывать давление на цены в ближайшее полугодие.
— Всего увеличение налога добавит 1,2–1,7 процентного пункта к инфляции по итогам года. Общий эффект для инфляции заметный, но не критический. Однако это означает, что ставка ЦБ останется на повышенном уровне дольше, — заявил Горюнов.
В то же время аналитик «Цифра брокер» Егор Зиновьев отметил, что хотя такой всплеск инфляции за первую неделю января объясняется в первую очередь повышением косвенных налогов, значительный рост стоимости плодоовощной продукции, которая не облагается повышенным НДС, намекает, что есть и другие факторы.
— Примечательно, что данный рост вечером 14 января спровоцировал проверку со стороны ФАС. Кроме того, были повышены тарифы на общественный транспорт и выросли цены на туристические услуги, которые также внесли свой вклад в инфляцию. Если говорить про разбивку, то примерно 45% вклада от общего роста цен составили повышения косвенных налогов, 30% вклада составило повышение цен на плодоовощную продукцию и еще 20% составили индексация тарифов на проезд в общественном транспорте и рост цен на туристические услуги, — рассказал эксперт.
Повода для алармизма нет
Антон Табах, в свою очередь, отмечает, что данные за праздники не слишком репрезентативны, даже при сравнении с прошлым годами.
— Следует подождать месячных данных. Анализ по сегментам показывает более сильные скачки цен в более волатильных сегментах, например, овощах, что не создает повода для алармизма, — подчеркнул он.
Зиновьев же заявил, что влияние повышения НДС не будет сугубо единовременным. В течение I квартала и вплоть до мая 2026 года будут проявляться вторичные эффекты через производственные цепочки. Рост налога постепенно отразится на стоимости B2B-услуг, логистике и сервисном обслуживании.
Собеседник «Известий» также отметил, что со среднесрочной точки зрения данные цифры являются серьезными, так как всего за две недели поглощена значительная часть годового прогнозного темпа роста цен.
— Основной риск заключается в возможном росте инфляционных ожиданий, что заставит регулятора удерживать ключевую ставку на высоком уровне в 16–21% как минимум в течение первого полугодия 2026 года. Ситуация осложняется дефицитом кадров на рынке труда и инерцией роста зарплат, что поддерживает избыточный потребительский спрос. Текущий всплеск рассматривается как адаптационный период, после которого жесткая денежно-кредитная политика должна вернуть инфляцию к целевым показателям 4–5% к концу года, — прогнозирует собеседник «Известий».
Таким образом, хотя говорить о возврате пиковой инфляции нельзя, новогодний взлет цен может решительным образом повлиять на политику ЦБ. Банк России и так снижает ключевую ставку слабее ожиданий. Имея довольно негативный новостной фон, регулятор может придержать ставки дольше, чем все надеялись (особенно на фоне сообщений о взрывном росте потребительского кредитования). Впрочем, забегать вперед до выхода январских данных тоже не следует.