Попавшие на сети: независимые заправки потеряли до 70% клиентов
Независимые заправки столкнулись с оттоком клиентов — они потеряли до 70% потребителей. Люди массово переходят к крупным сетям, что грозит мелким игрокам закрытиями, которые уже начались в 2025-м и могут продолжиться в этом. Причина — в прошлом году независимые АЗС на фоне локальных дефицитов топлива поднимали цены на бензин в среднем на 5–8 рублей за литр и выше, что вызвало усиление контроля Минэнерго и ФАС. Это повлияло и на настроения и предпочтения потребителей. Что ждет рынок дальше — в материале «Известий».
Почему россияне стали чаще предпочитать крупные сети
К январю 2026 года независимые АЗС лишились до 50–70% клиентов на фоне оттока потребителей. Об этом «Известиям» рассказал президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, информацию также подтвердили два участника рынка.
— В кризисный период с августа по декабрь 2025 года большинство независимых АЗС на фоне локальных дефицитов топлива и задержек в отгрузках были вынуждены продавать автомобильный бензин дороже, чем розничные сети нефтяных компаний. Это было связано с тем, что мелкие игроки не обладают достаточным запасом прочности, необходимым для искусственного сдерживания цен на стелах своих АЗС в условиях стремительного роста оптовых котировок. Они не могут продавать топливо ниже цены закупки продолжительное время, в отличие от ВИНКов (вертикально интегрированные нефтяные компании. — Ред.), — сказал глава НТС.
Если с января по июль 2025 года как по Аи-92, так и по Аи-95 разница в ценах между независимыми АЗС и ВИНКами в общем укладывалась в типичную для рынка логику — мелкие игроки торговали бензином с дисконтом к заправкам ВИНКов, то начиная с августа ситуация изменилась. В октябре в среднем по стране независимая розница реализовывала литр бензина на 4–5 рублей дороже, чем это делали нефтяные компании, уточнили в НТС. В некоторых регионах эта разница была еще больше: например, в Забайкальском крае цены на частных АЗС были на 9,5 рубля за литр выше, чем на заправках ВИНКов, добавили там.
— Наш мониторинг фиксировал сложную ситуацию в 17 регионах, где разница цен была выше 6 рублей за литр. Это и стало причиной перехода многих клиентов к ВИНКам. Начиная с ноября ситуация с разницей цен стала налаживаться, и в среднем по стране можно говорить о том, что она сведена на нет. Однако в декабре некоторые крупные заправочные сети запустили различные новогодние скидки и акции, в итоге независимые АЗС не увидели возврата ушедших клиентов. Таким образом, отдельным мелким участникам рынка грозит риск закрытия, как это уже было в прошлом году, — сказал Павел Баженов.
Президент НТС уточнил, что инфраструктурная доля независимых АЗС на розничном топливном рынке РФ составляет порядка 60%, в некоторых отдаленных субъектах этот показатель еще больше. Их возможное закрытие способно негативно сказаться на доступности топлива для граждан, особенно там, где присутствие ВИНКов невелико, заключил он.
Как писали «Известия», в 2025 году ряд заправок вынужденно прекращали или ограничивали отпуск бензина на фоне дефицита и сложностей с отгрузками топлива. Отдельным АЗС приходилось поднимать цены выше инфляции. Некоторые несетевые заправки в регионах тогда подняли цены примерно на 10%, или на 5–8 рублей к прайсу сетевиков и выше: о таких случаях сообщалось в Тамбовской, Тверской, Липецкой областях. Минэнерго и региональные управления ФАС начали направлять владельцам заправочных сетей запросы с требованием обосновать рост цен на топливо. Ведомства также запрашивали информацию о наличии запасов топлива и о фактах перебоев в поставках.
«Известия» направили запросы в Минэнерго, а также представителям бизнеса.
В ФАС сообщили, что продолжают осуществлять контроль за ценообразованием в оптовом и розничном сегментах топливного рынка.
— Контроль за розничными ценами ведется на 12 тыс. АЗС. В случае выявления необоснованного роста цен служба применяет меры антимонопольного реагирования, — уточнили там «Известиям».
Также ведомство совместно с Петербургской биржей продолжит анализировать торговое поведение участников рынка и прорабатывать дальнейшие меры по недопущению пиковых значений при проведении торгов топливом, заключили в ФАС.
— Клиенты давно уходят к ВИНКам по причине дисбаланса оптового и розничного рынков. К сожалению, демпфер, хотя и работает в качестве инструмента снижения оптовых цен, не может гарантировать положительной маржинальности на АЗС. А цены там сегодня от рынка не зависят — они ограничиваются ростом инфляции, причем инфляции по Росстату, которая значительно ниже увеличения издержек конкретной отрасли, — заявил «Известиям» член экспертного совета Всероссийского конкурса «АЗС России» Андрей Романчук.
Власти РФ стараются не допускать подорожания бензина в рознице выше темпов инфляции в годовом выражении либо сохранять эти показатели близкими. Это реализуется посредством давления регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Демпфирующий механизм был введен в январе 2019 года для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и дизеля выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ, и наоборот.
— Проблемы независимых АЗС носят системный характер и копились не один год, но в 2025-м они обострились. Главный фактор — ценовой разрыв с вертикально интегрированными нефтяными компаниями. ВИНКи контролируют добычу, переработку и розницу, поэтому могут сглаживать колебания и временно работать с минимальной маржой или даже в ноль. Независимые заправки полностью зависят от закупочных цен на бирже и у оптовиков, поэтому при локальных дефицитах вынуждены оперативно поднимать цены на 8–10 рублей за литр и выше, чтобы просто не уйти в убыток, — сказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
В чем причины нестабильности топливного рынка
15 января Аи-92 торговался по цене в 53,9 тыс. рублей за т, Аи-95 — по 57,5 тыс. за т соответственно, свидетельствуют данные Петербургской биржи. При этом в 2025 году стоимость топлива в опте не раз достигала исторических рекордов. В сентябре цена Аи-95 с поставкой в европейскую часть России поднималась выше 82,3 тыс. рублей за т, а Аи-92 достигла в цене более 70,6 тыс. за т.
— С августа по ноябрь прошлого года оптовые цены на топливо находились на рекордном уровне. Это делало маржинальность независимых АЗС отрицательной. Фактически у них было три варианта: значительно повысить розничные цены, торговать себе в убыток или временно закрыться, — сказал аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
По словам эксперта, при нормальной рыночной конъюнктуре бизнес независимых АЗС все еще высокорентабельный, в связи с чем не следует ожидать ускорения тенденции на их закрытие. Лучшей профилактикой сложностей в топливной отрасли в целом был бы рост выпуска нефтепродуктов на существующих НПЗ — многие заводы в РФ все еще имеют достаточно скромные показатели глубины переработки и требуют модернизации. Однако в условиях санкций сложно сказать, когда реконструкция будет возможна, добавил аналитик.
— Если количество независимых АЗС все же продолжит снижаться, это может заметно снизить конкуренцию в секторе и, как следствие, привести к ухудшению качества обслуживания, — полагает Сергей Кауфман.
По словам зампреда набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, сложно однозначно утверждать, нуждаются ли закрывающиеся заправки в поддержке.
— За десятилетия существования топливозаправочной отрасли в России не было создано ни топливной стратегии, ни генеральной схемы размещения заправок. В итоге ни регуляторы, ни профильные общественные объединения АЗС, ни сами заправки не могут ответить на простой вопрос: сколько стране нужно АЗС и нет ли излишней конкуренции, — сказал эксперт.
При существующих в стране 28–30 тыс. АЗС их владельцы постоянно говорят о низких объемах продаж и убыточности. Однако если часть заправок закроется и их количество сократится примерно до 20 тыс., объемы при тех же затратах бизнеса вырастут, отметил Дмитрий Гусев. Вместе с тем, насколько это будет удобно для клиентов, пока неясно, добавил он.
Для поддержки устойчивости российского топливного рынка необходимы точечные меры, ключевое направление — это снижение ценовой волатильности опта, считает Владимир Чернов. Это возможно обеспечить через более предсказуемые биржевые механизмы, обязательные минимальные объемы продаж топлива на бирже и сглаживание сезонных дисбалансов, добавил эксперт.
Второй шаг заключается в выравнивании условий конкуренции — речь идет не о прямых субсидиях, а о доступе независимых АЗС к долгосрочным контрактам с НПЗ по формульным ценам, сопоставимым с условиями ВИНК, что снизит риск резких скачков розничных цен и сократит повод для регуляторных конфликтов, сказал Владимир Чернов.
Одна из проблем рынка — теневые передвижные контейнерные заправки, которые продают топливо сомнительного качества, но сильно дешевле, чем у добросовестных участников рынка, отметил отраслевой эксперт Вадим Борцов. В итоге они забирают часть клиентов у легальных АЗС, что негативно влияют на бизнес, а также создают риски для граждан, поэтому необходимо решение этой проблемы, добавил специалист.
Вопрос сохранения количества действующих АЗС — далеко не ключевой среди совокупности задач, актуальных сегодня для топливного рынка, отметил зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
— Более того, отсутствие отраслевой стратегии развития не позволяет сделать надлежащий вывод о том, какое количество станций для России сегодня оптимально. Единицы крупных российских городов при территориальном планировании учитывают фактор развития заправочной инфраструктуры. В большинстве случаев выделение участков и строительство новых АЗС носит стихийный характер. У нас ни в масштабах страны, ни на уровне регионов не ведется реестр АЗС, — отметил депутат.
Прежде чем говорить о дополнительных мерах поддержки независимых АЗС, необходимо на федеральном уровне провести работу по планированию развития рынка топливообеспечения, заключил парламентарий.