Путь к стабильности: какими будут курсы валют в 2026 году
2026 год может стать для российского рубля годом существенного ослабления. К этому приведет целый комплекс внешних и внутренних факторов, предупреждают эксперты. Курсы иностранных валют развернутся и пойдут вверх, чему поспособствуют возможное снижение ключевой ставки ЦБ до 12%, сокращение профицита торгового баланса за счет уменьшения экспорта при восстановлении импорта и снижение лимитов продажи валюты Центробанком по бюджетному правилу. Какие последствия будет иметь ослабление рубля — в материале «Известий».
Усиление позиций доллара
В конце 2025 года рубль закрылся ударным укреплением, прибавив с начала года 25% относительно основных валют, что сделало его сильнейшей валютой в мире, утверждает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Однако в 2026 году такой сценарий вряд ли повторится, полагает он, ожидая разворот иностранных валют вверх, что приведет к ослаблению рубля.
В новом году курс доллара к рублю, скорее всего, перейдет в фазу умеренной стабилизации после периода заметного укрепления российской валюты, наблюдавшегося годом ранее на фоне сверхжесткой денежно-кредитной политики, согласна инвестиционный советник реестра ЦБ Юлия Кузнецова.
Среди факторов разворота курсов иностранных валют, помимо возможного снижения ключевой ставки, Зельцер называет сокращение профицита торгового баланса за счет уменьшения экспорта при восстановлении импорта и снижение лимитов продажи валюты Центробанком по бюджетному правилу.
Кроме того, давление на рубль будет нарастать по мере восстановления внутреннего спроса, уверен предприниматель, управляющий фондом и основатель финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев. Существенную роль в этом сыграют экспортные доходы, прежде всего от сырьевых отраслей, состояние платежного баланса, параметры бюджетной политики и темпы смягчения денежно-кредитных условий, перечисляет эксперт.
— В этих условиях доллар, скорее всего, будет двигаться в диапазоне, отражающем баланс между снижением ставок и сохраняющимися ограничениями на внешнюю торговлю, — полагает он.
В зависимости от различных вариантов развития событий ФК «Финам» выделяет три возможных сценария формирования курса доллара.
— В нашем базовом сценарии мы ожидаем, что средний курс американской валюты по 2026 году будет около 85 рублей, а прогноз на конец года по USD/RUB — район 92 рублей, — рассказывает аналитик компании Александр Потавин.
При негативном сценарии, предполагающем конфронтацию с Западом и усиление санкций, курс доллара может подняться к концу года в район 98–100 рублей, не исключает собеседник «Известий». А в случае отмены части санкций на российский экспорт и начала нормализации отношений с США курс доллара в перспективе года может восстановиться до 85–88 рублей.
Курс американской валюты в пределах 85 рублей ожидает и директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Так выглядит базовый сценарий эксперта.
— Главным фактором окажется ситуация в экономике. Рецессия может укрепить рубль до 100–110 рублей за доллар и выше. При благоприятном для экономики сценарии и сохранении тренда на уход от экспортной модели курс может опуститься до USD/RUB 70, — допускает он.
В свою очередь, Зельцер прогнозирует, что доллар будет выше 85 рублей. При этом он не исключает, что в какой-то момент стоимость американской валюты может приблизиться к отметке в 90 рублей на фоне волатильности рынка.
Евро и юань: разная логика
Динамика курса евро, как считает Александр Потавин, будет сильно коррелировать с валютной парой USD/RUB с поправкой на стоимость валюты относительно доллара. Эксперт ожидает, что в первой половине 2026 года американская валюта сохранит слабость против европейской.
При этом до конца 2026 года евро продолжит слабеть по отношению к доллару вслед за расхождением динамики экономик США и Европы, подтверждает Владимир Брагин. Его курс в валютной паре EUR/USD может достичь 1,15.
— Многое также будет зависеть от политики ФРС и ЕЦБ, ключевые ставки на коротком отрезке могут влиять на валюты сильнее макрофундамента, — уточняет собеседник «Известий».
Евро, помимо внутренних факторов, останется чувствительным к политике ЕЦБ и состоянию экономики еврозоны, согласна Юлия Кузнецова. Всё это значит, что курс европейской валюты к рублю может показать больший прирост, чем курс доллара к рублю, полагает Потавин. Михаил Зельцер при этом не исключает, что стоимость евро может достичь трехзначного значения.
Курс юаня в 2026 году, в свою очередь, будет формироваться по совершенно другой логике, уверен Денис Астафьев. Китайская валюта продолжит укреплять свою роль как ключевой расчетной валюты во внешней торговле России.
— Динамика юаня будет теснее связана с реальными торговыми потоками и ликвидностью на внутреннем рынке, что делает его курс более устойчивым, но при этом чувствительным к изменениям в структуре импорта и экспорта, — утверждает собеседник «Известий».
Эта валюта продолжит укреплять свои позиции в расчетах с Россией, что будет способствовать ее относительной стабильности, подтверждает Кузнецова.
— Уже сейчас юань демонстрирует более сдержанную волатильность по сравнению с долларом и евро, и эта тенденция, вероятно, сохранится, — отмечает она.
Курс юаня в начале 2026 года может укрепиться к доллару до отметки 7,0–6,98, допускает Потавин.
— В такой ситуации в случае ослабления рубля поведение пары CNY/RUB будет опережать в динамике рост доллара против рубля. В нашем базовом сценарии мы ожидаем, что средний курс юаня по 2026 году будет около 11,9 рубля, а прогноз на конец года — район 12,5 рубля, — указывает аналитик «Финама».
Управляемое падение
В целом же в перспективе 2026 года на курс рубля будет оказывать влияние ряд важных факторов, которые поспособствуют его постепенному ослаблению, считает Александр Потавин.
В первую очередь эксперт выделяет ожидаемое снижение ставки Банком России. В течение года с текущего значения в 16% ключевая ставка Центробанка может быть снижена до 12%.
— В части поведения курса рубля работает такая логика: чем выше ставка, тем меньше поводов ждать перетока рублей в иностранную валюту от бизнеса и населения. И наоборот. Если в 2026 году Центробанк будет снижать ставку очень медленно, то деньги населения и бизнеса будут неохотно покидать рублевую зону, которая дает больше доходности, — разъясняет аналитик.
Текущая динамика инфляции и рубля позволяют рассчитывать на смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2026 году, согласен Владимир Брагин. Традиционно сильный рубль опирается на сочетание высоких процентных ставок, ограниченного импорта и активных продаж валютной выручки, уточняет Денис Астафьев.
— По мере смягчения политики ЦБ эти факторы будут ослабевать, а значит, рубль, вероятнее всего, перейдет к более нейтральной или умеренно слабой траектории, — прогнозирует он, допуская возможность краткосрочных периодов укрепления нацвалюты, которые будут носить ситуативный характер.
Свое влияние на ослабление курса рубля окажут и более низкие цены на нефть, связанные с превышением предложения над спросом. Потавин ожидает, что средняя цена на нефть марки Brent в 2026 году сложится в диапазоне $63–65 за баррель.
— При этом средняя цена на нефть марки Urals, вероятно, будет находиться в диапазоне $52–54/барр. против $58/барр. в 2025 году, — полагает собеседник «Известий».
Важную роль в формировании курса национальной валюты сыграет фактор геополитики, пока что остающийся в зоне неопределенности, подчеркивает аналитик. Неясны сроки окончания спецоперации на Украине, а также вопросы по снятию антироссийских санкций.
— Пока мы не ждем быстрой отмены значимых санкционных ограничений. При этом мы полагаем, что облегчение трансграничных расчетов может привести к тому, что из страны станут выходить во внешний контур значительные объемы валютных средств, которые оставались запертыми здесь из-за наложенных ограничений в последние три года, — приводит позицию «Финама» эксперт.
Курс рубля при этом должен быть не слишком крепким, о чем российские власти неоднократно говорили во второй половине 2025 года, напоминает Потавин.
— Слишком крепкий курс рубля не радует правительство и экспортеров, поскольку сильная динамика национальной валюты снижает доходы от продажи российских товаров за рубеж, — объясняет он.
Укрепление рубля оказало серьезное влияние на экономику, став сильным фактором ее охлаждения, убежден Владимир Брагин.
— Из-за высокой ставки крепкий рубль не смог поспособствовать росту инвестиционного импорта — станков и оборудования, — утверждает собеседник «Известий», отметив, что сильнее всего состояние валюты ударило по экспортерам, что способствует уходу от сырьевой модели. Ускорение охлаждения экономики также обеспечивает усиление конкуренции с импортом, приближая разворот политики ЦБ РФ.
Власти показывают, что в среднесрочной перспективе хотели бы видеть более слабый курс рубля, обращает внимание Потавин.
— Точных уровней его, впрочем, никто не называет, чтобы не создавать ненужный ажиотаж вокруг этих цифр, — подчеркивает эксперт.
Поэтому ключевой задачей на 2026 год становится не достижение максимальной силы рубля, а сохранение предсказуемости курса и управляемой волатильности, уверен Астафьев.
— Для российской экономики такая динамика в целом выглядит нейтрально-позитивной: умеренно сильный рубль сдерживает инфляцию и поддерживает внутренний спрос, при этом не создавая критических рисков для экспортеров. В целом 2026 год можно охарактеризовать как период валютной адаптации и стабилизации, а не резких курсовых колебаний, — резюмирует Юлия Кузнецова.