Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об успешной балансировке бюджета РФ в 2025 году
Армия
Президент РФ сообщил о растущем желании россиян служить в армии по контракту
Экономика
Путин сообщил о росте ВВП почти на 10% за три года
Мир
Россия передала Украине 1 тыс. тел украинских военных
Армия
Красный Лиман перешел под контроль Российской армии на 50%
Авто
Две новые модели автобренда SWM начнут выпускать в России
Общество
Стало известно о планах ввести программу улучшения финансового положения РЖД
Армия
Путин заявил о лидерстве России в разработке беспилотников
Мир
Путин указал на отсутствие у Киева готовности к завершению конфликта
Общество
Московский суд оштрафовал Google на 15,2 млн рублей
Общество
Почти 3 млн обращений граждан поступило на прямую линию с Путиным
Мир
Карлсон указал на вину Запада в напряженных отношениях с Россией
Общество
В Гостином дворе началась большая пресс-конференция Путина
Мир
Глава МО Белоруссии отметил подготовку заступления «Орешника» на боевое дежурство
Происшествия
Более 40 квартир в 10 МКД повреждены в Белгороде после ночной атаки дрона ВСУ
Мир
Глава ЕК заявила о разблокировании активов РФ при голосовании большинства стран ЕС
Мир
ЦБ Японии поднял учетную ставку до максимума за 30 лет

Туда-отсюда: «синие воротнички» стали искать себя в смежных специальностях

Работодатели меньше конкурируют за сотрудников, поэтому радиус поиска работы расширился
0
EN
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Конкуренция работодателей за самые востребованные специальности на рынке труда — рабочие кадры — утратила остроту: зарплатные предложения перестали расти, констатировали аналитики. В итоге в этом году доминирующим среди соискателей — «синих воротничков» стал тренд перетекания в смежные профессии: представители рабочих и линейных специальностей стали чаще откликаться на вакансии близких направлений. Например, группами-донорами для вакансий квалифицированных рабочих стали разнорабочие, строители, ремонтники, работники сельского, лесного и рыбного хозяйства. О том, чем еще объясняется тренд и как к нему стоит готовиться работодателям, — в материале «Известий».

Куда «перетекают» рабочие

Представители рабочих профессий, а также линейных (исполнители базовых функций) стали чаще откликаться на вакансии не по своей основной специальности, а на предложения из смежных направлений. Такой тренд выделили аналитики «Авито Работы» в своем дайджесте рынка труда, посвященном итогам 2025 года (есть у «Известий).

В нем отмечается, что пик роста зарплатных предложений остался позади: в 2025-м темпы увеличения предлагаемых заработных плат сдержанные (сейчас 10%, а в 2024 году — 22%) и находятся примерно на одном уровне с ожиданиями кандидатов. Компании всё еще продолжают наращивать штат, но медленнее и осмотрительнее на фоне проактивного найма прошлых лет. А вот динамика соискательской активности выросла в среднем на 16%, при этом по ряду вакансий на рабочие и линейные специальности она существенно выше. Например, к позициям работников склада интерес вырос на 31%.

По данным Росстата, объем рабочей силы в России — это 74,8 млн человек, 49% из которых — так называемые синие воротнички. Дефицит рабочих кадров оценивается более чем в 800 тыс. человек, особенная потребность фиксируется в промышленности, логистике и сельском хозяйстве: не хватает квалифицированных работников промышленности, операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей.

На фоне охлаждения работодателей к борьбе «рублем» за соискателей те расширяют радиус поиска на смежные специальности — и здесь ключевыми становится не размер зарплаты (которая уже почти не растет), а более комфортные условия работы, перспективы переобучения, соответственно, и новые возможности. Кроме того, значимы факторы карьерного роста и большего уважения профессии в обществе (всё чаще выбирают вакансии, требующие большего опыта и квалификации).

Поэтому, как заметили аналитики, представители неквалифицированных рабочих и линейных специальностей всё чаще откликаются на вакансии из близких направлений и в среднем рассматривают сразу три и более.

Например, на вакансии квалифицированных рабочих откликаются люди с резюме разнорабочих, строителей, ремонтников, работников сельского, лесного и рыбного хозяйства, операторов спецтехники, специалистов железнодорожных, морских и авиаперевозок, а также клинеры и помощники по хозяйству.

А на вакансии машинистов и сборщиков претендуют водители, работники промышленности, металлообрабатывающих и отделочных цехов, работники сельского, лесного и рыбного хозяйства, строители и ремонтники, разнорабочие, работники складов.

Кроме того, те, кто откликался на вакансию «шлифовщик», также направляли резюме на позиции сверловщика, обрубщика, заточника, реставратора и гальваника. Почти 70% кандидатов, претендующих на вакансию машиниста, параллельно интересовались другими специальностями, как и более 40% соискателей, рассматривавших позиции фрезеровщика.

— По нашим данным, 56% соискателей с опытом меняли профессию два и более раза, то есть люди всё чаще видят в смене профессионального трека долгосрочную перспективу, — заявил директор по развитию «Авито Работы» Роман Губанов. — Работодателям важно учитывать этот тренд и говорить о готовности рассматривать специалистов со смежным опытом и предлагать обучение.

Катализаторы смены профиля

Рынок труда действительно становится более подвижной средой, объяснила «Известиям» доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления Екатерина Каштанова.

— Тренд на перетекание не назовешь абсолютно новым — адаптация и смена профиля всегда существовали, но нынешние условия его катализировали. Когда зарплатные предложения для рабочих и линейных профессий вышли на плато, а дефицит кадров сохраняется, наступает своего рода разрушение жестких профессиональных границ, — сказала она. — Соискатели расширяют поиск работы не от хорошей жизни, а от необходимости и из прагматизма.

Директор центра карьеры Президентской академии Анна Хрипченко подтвердила, что тренд на переток активизировался, и назвала его адаптивной стратегией рынка труда.

— Кроме того, после пандемии у работников выросла мобильность и гибкость. Поэтому в ситуации, когда они не могут добиться существенного роста на конкретном месте, они начинают искать возможности в другом, — сказала она.

Работодатели же, по мнению Екатерины Каштановой, теперь должны быть готовы к «донастройке» и дообучению соискателей с близким функционалом: принять работника из «близкого поля», которого нужно лишь доучить специфике, выгодно.

— Это уже не борьба за «золотого» специалиста с завышенными запросами, — сказала она. — Кроме того, работодатели, столкнувшись с кадровым голодом, начинают ценить не только узкую специализацию, но и универсальные качества: ответственность, исполнительность, обучаемость, физическую выносливость, умение работать с инструментами.

Профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково Елена Витчак согласилась, что работодатели перестают искать «идеальный профиль» и начинают нанимать по принципу потенциала и базовой пригодности, а не точного соответствия профессии.

— Многие линейные и рабочие специальности сегодня требуют схожих базовых навыков: физическая выносливость, дисциплина, техника безопасности, работа с инструментом, ответственность. Переход между ними стал короче и дешевле, — сказала она.

Профессор добавила, что люди чаще «двигаются вбок», чем вверх: всё меньше тех, кто хочет брать на себя сложные роли руководителей. А эксперт по рынку труду Анастасия Горелкина отметила, что даже внутри рабочих профессий растет интерес к более сложным и технологичным ролям, где можно дополнить практику новыми навыками и постепенно расширять зону ответственности.

В числе групп направлений, сотрудники которых могут «перетекать» в иные сферы, Елена Витчак назвала: «строительство — производство — ЖКХ», «сельское хозяйство — переработка — логистика», «склад — производство — транспорт». А технические и политехнические роли могут выполнять группы «электрики — наладчики — техперсонал» и «операторы оборудования — контролеры — мастера смен».

В числе других примеров Екатерина Каштанова назвала и секретарей — сейчас от них зачастую требуют полностью или частично выполнять функции специалиста по кадровому учету. А из сферы обслуживания официанты, бармены и продавцы-консультанты благодаря развитым коммуникативным навыкам могут легко перетекать в административный персонал, call-центры, работу с претензиями или службы поддержки онлайн-сервисов, а также на начальные позиции в ивент-индустрии.

Заместитель директора по развитию бизнеса кадровой компании Unity Александр Лобанов напомнил, что несколько лет назад работа в одной сфере на протяжении долгого времени считалась хорошей рекомендацией для сотрудника в глазах работодателя.

— А сейчас больше преимуществ при трудоустройстве зачастую имеют как раз те, кто обладает опытом работы в смежных сферах. Переходы могут быть разноплановые: курьеры становятся водителями, кладовщики — бригадирами участков, — сказал он. — В рамках одной компании эта тенденция также может выражаться в том, что одному сотруднику предлагают совмещать работу на нескольких должностях в смежных областях. Например, всё чаще это практикуют на различных производствах.

Старший научный сотрудник Института стратегического анализа и прогнозирования Президентской академии Виктор Ляшок отметил, что перетоки уже наблюдались в 2023–2024 годах.

— Рост заработных плат протекал непропорционально между секторами экономики, отрасли с наибольшим дефицитом кадров стали основными драйверами такого роста и тем самым привлекали наибольшее число работников, — сказал он.

Генеральный директор рекрутинговой компании «ТуБи» Роман Ерхов отметил, что сейчас наблюдается не случайное движение, а структурная адаптация рынка труда к длительному дефициту кадров. В ближайшее время мобильность между направлениями будет усиливаться в производстве, строительстве, транспорте, складской логистике, сельхозпереработке, коммунальных службах и сервисных технических профессиях. Также возможны переходы между охранными, эксплуатационными и вспомогательными техническими функциями.

Такую тенденцию он назвал признаком зрелости рынка в условиях дефицита рабочей силы и одновременно вызовом для системы образования, которой придется быстрее подстраиваться под реальные траектории занятости, сказал Роман Ерхов.

Читайте также
Прямой эфир