Тьма в конце тоннеля: почему Приднестровью грозит новый энергокризис
Власти Приднестровья ввели режим чрезвычайного положения из-за дефицита газа. Европейские банки задерживают платежи за топливо, поэтому возникли перебои. На голодном пайке остались промышленные предприятия республики, запасов хватает только для обеспечения нужд населения. Подробности — в материале «Известий».
Кризис по расписанию
Верховный совет Приднестровья 18 декабря ввел в республике режим чрезвычайного положения. Это третий такой случай в истории, ранее подобные меры в ПМР действовали на протяжении нескольких месяцев в 2022–2023 годах и с декабря 2024-го по август 2025 года. Каждый раз причинами были дефицит газа и сопутствующие социальные проблемы.
В решении приднестровского парламента в этот раз подчеркивается, что во время действия режима ЧП приоритетом будут бытовые и гуманитарные нужды жителей республики. «В первую очередь будут финансироваться мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан», — говорится в сообщении Верховного совета.
Ранее с инициативой ввести режим ЧП выступил президент ПМР Вадим Красносельский, который объяснил, что европейские банки «снизили темпы проведения расчетных операций», то есть задерживают платежи, из-за этого возникли перебои с поставками топлива. В таких условиях в республике решено ограничить работу промышленных предприятий, запасы будут тратиться только на обеспечение нужд населения.
Красносельский при этом отмечал, что Тирасполь делает всё необходимое для восстановления штатного режима поставок. «Всё решается, все органы государственной власти постоянно думают о людях, о том, как обеспечить нормальную жизнь. Но поймите правильно, время сейчас непростое. Всё, что происходит вокруг нас, стопроцентно влияет на энергетику, экономику и другие сферы», — подчеркивал он.
Котлы вместо труб
Российский газ в Приднестровье на протяжении 30 лет транспортировался через территорию Украины. Благодаря дешевому топливу тарифы в ПМР были в несколько раз ниже, чем в соседней Молдавии, бюджет наполнялся, а советские промышленные гиганты держались на плаву. Важно также, что на этом фоне уровень газификации достигал практически 100%, другие источники энергии использовались мало.
В январе 2025 года контракт на прокачку российского газа через территорию Украины действовать перестал, в результате Приднестровье мгновенно оказалось в ситуации тяжелейшего энергокризиса. Промышленные предприятия встали, большинство школ и детских садов были закрыты, жилые дома остались без отопления и горячей воды, а электричество появлялось эпизодически.
Руководство республики принялось искать решение проблемы. В итоге спустя месяц после начала кризиса была согласована сложная схема: Россия переводит деньги компаниям из ОАЭ, те платят венгерскому концерну MET, который при посредничестве компании «Молдовагаз» поставляет топливо конечным потребителям в ПМР. Такая комбинация позволяет обходить многочисленные санкционные ограничения.
В результате самые острые проблемы с обеспечением населения были решены. Трудности при этом сохранились. Во-первых, по этой схеме Приднестровье получает только 3 млн кубометров газа в сутки — этого достаточно, чтобы закрыть потребности домохозяйств, но крайне мало для работы промышленных предприятий.
Во-вторых, отсутствует долгосрочное планирование. Дело в том, что европейские банки допускают оплату только на короткие отрезки продолжительностью 10–30 дней, каждый платеж они проверяют на соответствие санкционному законодательству. В таких условиях переводы иногда задерживаются, каждый такой эпизод приводит к новому витку энергокризиса в непризнанной республике.
В результате на протяжении всего года в республике периодически обострялась ситуация. Так, в июне в Тирасполе били тревогу из-за простоя промпредприятий и обрушения экономики. В октябре снова вводили режим экономии ресурсов, горячую воду тогда опять подавали по графику. «Техническое оформление поставок каждый раз требует времени и значительных усилий большого количества участников», — жаловался президент Вадим Красносельский.
Макроэкономические показатели тоже свидетельствовали о глубоком кризисе. За январь-ноябрь 2025 года внешнеторговый оборот ПМР снизился на 30%, экспорт — на 42%. Министр экономического развития республики Сергей Оболоник прогнозировал, что по итогам 2025 года спад промышленного производства составит 30%, ВВП упадет на 12%, инфляция достигнет 16%. В октябре властям пришлось корректировать бюджет: доходную часть урезали на 290 млн местных рублей.
С приближением нынешней зимы ситуация стала еще более сложной. Глава приднестровского правительства Александр Розенберг призывал к строгой экономии газа, в школах и детских садах начали устанавливать твердотопливные котлы, чтобы сократить потребление голубого топлива. Наконец, в декабре в республике начали экономить на освещении дорог из-за нехватки электроэнергии.
Прогнозы на 2026 год тоже тревожные. В бюджете, одобренном Верховным советом ПМР, заложен дефицит на уровне 2,7 млрд местных рублей. Согласно заявлениям чиновников, придется повысить налоги и сократить финансирование некоторых госпрограмм. «Все наши силы направлены на сохранение социально защищенных статей, то есть выплату зарплат, пособий и пенсий», — отмечала спикер парламента Татьяна Залевская.
Под покровом холодов
Главный научный сотрудник РГГУ, доктор политических наук Наталья Харитонова считает, что нынешней зимой энергокризис в Приднестровье может достичь прошлогодних масштабов.
— Главная проблема в том, что контракты на поставку газа краткосрочные, то есть существует постоянная угроза срыва договоренностей. Нервозности добавляют наступление холодов и приближение Нового года, потому что все помнят, как прошлой зимой всё отключилось буквально в новогоднюю ночь, — отмечает она.
Эксперт добавляет, что Молдавия посылает однозначные сигналы о готовности продолжить политику экономического и энергетического удушения.
— Новый премьер Молдавии Александр Мунтяну, который тесно связан с Украиной, говорит, что не видит перспектив возобновления переговорного процесса с Приднестровьем. В таких условиях не исключаю, что в непризнанной республике снова может разразиться масштабный и затяжной энергокризис. Возможно, молдавская сторона специально ждала холодного времени года, чтобы усилить давление на Тирасполь, — подчеркивает она.
Молдавский политолог Александр Кориненко также считает, что нынешней зимой в Приднестровье может разразиться тяжелый энергокризис.
— России объективно сложно платить за газ для республики. Схема получилась многосоставная, каждый платеж и компанию-посредника скрупулезно проверяют. Я отмечаю, что главные трудности каждый раз возникают в холодное время года, когда жители ПМР особенно уязвимы. Чиновники говорят о технических трудностях, но возникают подозрения, что на самом деле есть политическая воля на создание проблем, — рассуждает он.
Депутат Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Сергей Чижов призывает жителей республики сохранять выдержку и спокойствие.
— Россия неизменно остается надежным партнером Приднестровья. Мы, депутаты Государственной думы, находимся в постоянном взаимодействии с нашими коллегами в Тирасполе, в то время как официальный Кишинев продолжает политику экономического давления. Будьте уверены, что Россия всегда будет рядом, поможет преодолеть возникающие испытания, — говорит он.