Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
WSJ предрек падение евро в случае передачи активов России на нужды Киева
Общество
Адвокат Кельбах заявила о неуплате бизнесменом Еговцевым денег инвесторам
Мир
Песков отметил желание Индии выгодно закупать энергоресурсы
Новости компаний
В России разработан высокоточный ИИ-сканер для распознавания документов
Мир
В Польше сообщили о задержании трех украинцев со шпионским оборудованием
Авто
В РФ предложили пересмотреть господдержку для электромобилей
Мир
Песков указал на важность понимания итогов переговоров с Кушнером и Уиткоффом
Общество
СК возбудил дело после смерти пациентки в клинике пластической хирургии в Москве
Мир
Археологи обнаружили в Швейцарии монументальную могилу возрастом 2,6 тыс. лет
Армия
ВС РФ поразили объекты энергетической и транспортной инфраструктуры Украины
Общество
В Подмосковье арестовали трех иностранцев за попытку теракта
Мир
В раде обвинили Зеленского в затягивании процесса мирного урегулирования
Мир
Премьер-министр Таиланда Чанвиракун отказался от переговоров с Камбоджей
Мир
Орбан заявил о желании ЕС принять Украину и начать конфликт с Россией к 2030 году
Общество
Страховщики отметили рост инцидентов с самолетами на земле год к году
Армия
Российская армия освободила Червоное в ДНР и Новоданиловку в Запорожской области
Авто
Госавтоинспекция Москвы проведет рейд 9 декабря
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Установленные требования для сертификации автомобилей невозможно выполнить при проверке праворульных машин, подтвердили опрошенные «Известиями» эксперты. Арбитраж на Дальнем Востоке отозвал документы на несколько таких машин, а также аккредитацию у лабораторий, работавших с ними. Как следует из резолютивной части решения суда, сертификация фар в праворульных авто сейчас проводится лишь номинально — техрегламент такую процедуру для этой категории не предусматривает. Если в дальнейшем выяснится, что и другие машины с правым рулем проходили сертификацию с нарушением установленного порядка, их владельцы также рискуют столкнуться с аннулированием выданных СБКТС, предупреждают эксперты.

Слепят — не слепят

В распоряжении «Известий» оказались материалы арбитражного суда, который подтвердил законность действий сотрудников Росаккредитации. В феврале этого года по результатам выездной проверки одной из испытательный лабораторий, проводившей сертификацию автомобилей, Дальневосточное управление ведомства издало приказ об аннулировании ее аккредитации и выданных ею 13 свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС). Испытательный центр не согласился с этим решением и попытался оспорить его в арбитражном суде.

Молоток судьи
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Как следует из судебного решения, претензии ведомства вызвали нарушения установленного порядка испытаний ТС, которые допустила лаборатория. В частности, они касались обязательных проверок работоспособности световых приборов, при которых направление пучка света должно отвечать установленным нормативам. На транспортных средствах с правым рулем световой пучок фар этим требованиям не соответствует.

Другими словами, у машин, предназначенных для правостороннего движения, фары сконструированы и настроены так, что больше освещают правую обочину, — это сделано для того, чтобы меньше слепить водителей встречного транспорта. Световые приборы у автомобилей с правым рулем, предназначенные для стран, где принято левостороннее движение, наоборот, больше освещают левую обочину. Соответственно при движении в российских условиях фары таких ТС сильнее ослепляют встречных автомобилистов.

Арбитражный суд отметил, что требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2021) распространяются на все ТС независимо от расположения в них органов управления. И проверка этих норм должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия», подчеркнул арбитраж.

Проверка фар
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

«Пунктом 1 общих положений ТР ТС 018/2021 установлено, что настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека <...> устанавливает требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. Таким образом, каждое отдельное единичное транспортное средство, выпускаемое в обращение, должно соответствовать требованиям <…> ТР ТС 018/2021», — говорится в решении арбитражного суда Приморского края.

В итоге суд отказал лаборатории в удовлетворении жалобы, оставив в силе приказ управления Росаккредитации по Дальневосточному федеральному округу.

СПРАВКА

Справка «Известий»

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Он выдается специализированными лабораториями на машины, ввозимые на территорию РФ частными лицами, после проведения необходимых проверок и испытаний: от тестов на беговых барабанах с оценкой мощности мотора, соответствия выхлопа экологическим нормам и эффективности тормозной системы до проверки работоспособности световых приборов, наличия систем активной и пассивной безопасности.

На основании этого документа оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), без которого невозможна постановка машины на учет в Госавтоинспекции.

Приложения и ГОСТы

В пресс-службе Росаккредитации «Известиям» сообщили, что при осуществлении контрольно-надзорной деятельности сотрудники ведомства пресекли факты незаконной выдачи СБКТС со стороны испытательных лабораторий. По результатам рассмотрения спора суд подтвердил законность принятого решения о прекращении действия аккредитации, отметили в ведомстве.

Праворульные автомобили на борту судна
Фото: РИА Новости/Владимир Михайлов

«Предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории РФ транспортных средств с правым рулем. Суд рассматривал исключительно правомерность выдачи отдельно взятых СБКТС на конкретные автомобили и правомерность действий определенной лаборатории», — подчеркивают в Росаккредитации.

Аккредитованные лица при проведении работ по проверке выполнения требований к ТС перед выпуском их в обращение и оформления на них СБКТС руководствуются ТР ТС 018/2011 и соответствующими приложениями. Сами испытания проводятся по ГОСТ 33670-2015, сообщили «Известиям» в федеральной службе по аккредитации. Росаккредитация в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами и разъяснениями Минпромторга и разработчика ГОСТа (ФГУП «НАМИ»), а также формирующейся правоприменительной практикой, отметили в ведомстве.

«В настоящее время действует 91 аккредитованная лаборатория», — сообщили в пресс-службе Росаккредитации в ответ на запрос редакции о количестве испытательных лабораторий в РФ, аккредитованных на проведение испытаний в рамках Приложения №8 к техрегламенту.

Методы проверки соответствия требованиям к единичным ТС, выпускаемым в обращение, либо к ТС, которые уже находятся в эксплуатации, но претерпели конструктивные изменения, установлены национальным стандартом ГОСТ, сообщили «Известиям» в Минпромторге. При его разработке применялись положения как Приложения №4, так и Приложения №8 к техническому регламенту, уточнили в ведомстве.

Диагностика авто
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

«Это обусловлено тем, что Приложение №4 содержит в себе требования к единичному транспортному средству, выраженные в общей форме, как правило, без указания конкретных числовых значений», — разъяснили в пресс-службе Минпромторга правила применения нормативных актов при сертификации авто.

Аналогичны, по данным ведомства, требования к устройствам освещения и световой сигнализации, указанные в Приложении №4: они содержат только сведения о количестве, геометрическом расположении и цвете данных устройств, а проверка их соответствия требованиям безопасности (регулировка угла наклона, силе света фар и т.д.) может быть осуществлена только при проверке с учетом Приложения №8.

«То есть аккредитованные испытательные лаборатории при проведении проверки выполнения требований к единичным ТС должны обеспечить проведение проверки на соблюдение требований Приложения №4 с учетом Приложения №8, в соответствии с ГОСТ», — разъяснили в пресс-службе Минпромторга.

В пресс-службе ФГУП «НАМИ» пояснили, что ГОСТ 33679-2015, содержащий методы оценки единичных транспортных средств, предусматривает использование специальных оптических средств, предназначенных для коррекции светового пучка. Поэтому праворульные автомобили могут пройти оценку соответствия и получить СБКТС, если при оценке были использованы такие специальные средства.

Праворульный автомобиль
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

«Ни технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», ни ГОСТ не запрещают доведения транспортного средства до соответствия установленным требованиям, в том числе путем замены фар, на фары, предназначенные для заявленного типа автомобиля, но с левосторонним расположением руля», — говорится в ответе на запрос редакции.

По закону

Поскольку испытательная лаборатория не следовала порядку сертификации ТС, надзорный орган принял решение об аннулировании ее аккредитации, а арбитражный суд подтвердил законность действий сотрудников ведомства, пояснил адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— С точки зрения закона и приказ Росаккредитации, и решение арбитражного суда абсолютно верные. Если сертификация автомобилей была проведена без их проверки на соответствие установленным требованиям по безопасности, то СБКТС на такие машины по факту оформлены с нарушениями, а значит, они подлежат аннулированию, — заявил «Известиям» юрист.

По словам Сергея Радько, аннулирование СБКТС может стать основанием для отмены выданного на его основе электронного паспорта ТС, что в дальнейшем может привести к прекращению регистрации автомобиля.

Машины на рынке
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Судебный процесс на Дальнем Востоке — это одно из звеньев в цепочке мер, предпринимаемых Росаккредитацией по наведению порядка в области сертификации автомобилей, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Это стало следствием в том числе махинаций, с «удаленным» оформлением СБКТС, которые вскрыли «Известия» в конце весны, напомнил он. Однако предпринимаемые ведомством меры чересчур прямолинейны и формальны, подчеркнул главред «За рулем».

— Формально и Росаккредитация, и арбитражный суд, вставший на сторону ведомства, правы: лабораториями не были выполнены установленные требования по проверке транспортных средств на их соответствие положениям техрегламента. Однако в случае с праворульным машинами их фактически невозможно выполнить. Законодательство запрещает вносить изменения в конструкцию ТС, не выпущенного в обращение на территории РФ, а СБКТС как раз и является одним из документов, разрешающих выпуск ТС в обращение, — заявил Максим Кадаков.

Таким образом, формальное следование этим нормам фактически приводит к патовой ситуации: без проверки светотехники машину сертифицировать по закону нельзя, проверка фар у авто с правым рулем в любом случае выявит несоответствие установленным требованиям и СБКТС на нее оформлен не будет, отмечает эксперт. А без этого документа заменить на таком ТС фары на аналоги, которые «светят куда нужно», также невозможно по закону, подчеркивает он.

Проверка фар
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Безусловно, в области сертификации транспорта необходимо наводить порядок. Но это надо делать предельно аккуратно и точечно с учетом особенностей каждой конкретной машины, которая проходит эту процедуру, — уверен Максим Кадаков.

Работу по повышению прозрачности выдачи СБКТС следует продолжить, заявил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Ключевой вопрос — правила выдачи этих важных документов должны быть максимально понятными, доступными, едиными для всех организаций в отрасли и стран ЕАЭС, где действует унифицированное законодательство, — сказал он.— Все решения правоприменителей должны базироваться на уже принятых нормативных актах, не содержать вольных трактовок законодательства. Это будет способствовать стабильности и снижать напряженность.

Он также отметил, что, безусловно, нельзя не учитывать особенности ввозимых автомобилей: значительный процент традиционно приезжает из Японии, очень популярны экологичные и экономные гибриды.

Морской порт Владивостока
Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

— Действующие правила должны сохранить на рынке такие модели, тем более что стратегия безопасности дорожного движения, недавно принятая МВД, говорит о необходимости обновления парка и не выделяет дополнительных рисков со стороны праворульных авто, — сказал он.

Новые правила, отметил эксперт, предусматривают необходимость проверки праворульных автомобилей на стенде. Тест они пройти не смогут, а менять фары до выпуска в обращение запрещено законодательством.

Читайте также
Прямой эфир