Почему картину Климта продали за рекордную сумму. Разбор
На аукционе в Нью-Йорке продали картину художника Густава Климта «Портрет Элизабет Ледерер» за $236,3 млн. Полотно, написанное в начале XX века, стало одним из самых дорогих произведений искусства в истории. Его покупатель пока остается неизвестным. Почему шедевры живописи стоят так дорого и кому до сих пор принадлежит рекорд по стоимости — в материале «Известий».
Как продали картину Климта
• 18 ноября в новой штаб-квартире аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке состоялись торги, ставшие знаковыми для мира искусства. Главным событием вечера стала продажа коллекции картин миллиардера Леонарда Лаудера, наследника косметической империи Estée Lauder, скончавшегося в июне этого года. Особенно жаркие торги развернулись за картину австрийского художника Густава Климта «Портрет Элизабет Ледерер», написанную в 1914–1916 годах.
• Предполагалось, что картина будет продана за $150 млн. Борьба за нее продолжалась около 20 минут, желающие приобрести ее постепенно увеличивали ставки на $5 млн. В итоге полотно с изображением 20-летней девушки досталось неназванному покупателю за $205 млн, а итоговая цена с учетом комиссий и сборов составила $236,3 млн.
• Торги «Портрет Элизабет Ледерер» установили сразу несколько достижений. Картина стала второй самой дорогой, проданной в рамках аукционов, и самой прибыльной для Sotheby’s. Также она стала самой дорогой картиной в истории модернистской неабстрактной живописи с подтвержденной ценой. Помимо нее, в 2011 году была продана одна из картин серии «Игроки в карты» Поля Сезанна, но ее стоимость в $250 млн официально не подтверждена.
Какие самые дорогие произведения
• Самым дорогим произведением искусства в истории остается картина «Спаситель мира» с изображением Иисуса Христа. Полотно, созданное в 1499–1510 годах, долгое время не имело конкретного автора и приписывалось ученикам Леонардо да Винчи. По этой причине оно не сильно ценилось экспертами, а в 1958 году было вовсе продано всего лишь за £45.
• Однако в 2000-х картина прошла реставрацию и была расчищена от лишних записей. Тогда специалисты пришли к выводу, что ее всё-таки написал именно Леонардо да Винчи (хотя некоторыми его авторство признается лишь частично). Некоторое время она хранилась в коллекции российского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева, который купил ее за $127,5 млн. Однако он выставил ее на торги Christie's в 2017 году. Картину позиционировали как последний шедевр да Винчи, остававшийся в частных руках, и тогда его приобрел наследный принц Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальман за $450 млн.
• Вторым самым дорогим полотном является «Обмен» Виллема де Кунинга, относящийся к абстрактному экспрессионизму. Сам автор продал его вскоре после написания в 1955 году за $4 тыс. Спустя 34 года стоимость возросла до $20,7 млн, на тот момент картина стала самой дорогой среди проданных при жизни автора. В 2015-м картина вновь существенно подорожала, теперь уже до $300 млн. Именно за эту сумму музыкальный продюсер Дэвид Геффен продал ее миллиардеру Кену Гриффину в рамках личной сделки.
• Самой дорогой картиной, проданной при жизни ее создателя, является «Флаг» Джаспера Джонса. Она представляет из себя изображение государственного флага США с 48 звездами. Картина была написана в 1958 году и долгое время принадлежала дилеру Джонса, не желавшему расставаться с нею. В конце концов его сын продал «Флаг» миллиардеру Стивену Коэну за $110 млн.
Почему искусство стоит так дорого
• Новости о рекордных продажах картин зачастую вызывают бурные обсуждения из-за их стоимости, которая многим кажется завышенной, особенно если это касается предметов современного искусства. Однако есть несколько объяснений, почему коллекционеры готовы платить десятки миллионов долларов за полотна, которые тем, кто не является ценителем прекрасного, будут совершенно неинтересны.
• На стоимость картин и других произведений искусства влияет репутация их автора, в том числе скандальная. От того, насколько сильно ему удалось впечатлить любящую искусство публику, зависят расценки на его работы на начальном этапе. Если художник уже нашел себе богатого покровителя, то высока вероятность, что и другие богатые коллекционеры обратят на него свое внимание. Современные художники и аукционные дома нередко прибегают к маркетинговым уловкам, чтобы выгоднее продать свои шедевры. Так, перед тем, как «Спаситель мира» был выставлен на торги, его активно продвигали через звезд шоу-бизнеса, которые ходили посмотреть на картину.
• Со временем стоимость картин начинает расти в разы по нескольким причинам. Полотно может иметь не только художественную, но и историческую ценность. Например, тот же «Портрет Элизабет Ледерер» интересен тем, что изображенная на нем девушка во время гонений нацистов на евреев в Австрии выдавала себя за дочь Климта и смогла избежать печальной участи. Уникальность некоторых произведений искусства делает их еще более привлекательными и ценными, так как владельцу будет важно знать, что никто в мире не имеет у себя такого же шедевра. Наконец, цену сильно разгоняют аукционные дома. Их участники нередко входят в азарт и платят больше, чем сами хотели бы, лишь бы одержать победу над конкурентами. Ими движет стимул не только завладеть ценной картиной, но и не упустить ее, когда заветный шедевр оказался так близко.
• Порой картины и скульптуры из произведений искусства переходят в разряд инвестиционных активов, который гарантированно не подешевеет, но зато принесет весомую прибыль в будущем. В отличие от недвижимости и люксовых автомобилей, их легко и дешево содержать, а реализовать их можно при любой возможности. Арт-рынок благосклонно относится к анонимности коллекционеров, и это тоже является причиной, по которой состоятельные люди готовы вкладываться в искусство.
• На отношение к расценкам в мире искусств влияет и обычное когнитивное искажение. Зачастую внимание публики обращено именно к самым дорогим образцам живописи, которым повезло найти достаточно щедрого хозяина. Однако рынок искусств огромен и не ограничивается одними шедеврами мировых классиков. Подавляющее большинство произведений, в том числе известных художников, не получают должного внимания, которое бы конвертировалось в заоблачную стоимость, и остаются невостребованными. Случаи, когда на аукционе продали какую-нибудь картину за миллионы долларов, являются редким исключением, а не правилом.