Дронный коллайдер: Израиль обвинил «Хезболлу» в наращивании запасов БПЛА
Израиль и Ливан снова на пороге войны: шиитское движение «Хезболла» активно наращивает парк ударных беспилотников, готовясь к будущим столкновениям, утверждает источник, связанный с силовыми структурами еврейского государства. Представитель ЦАХАЛ Анна Уколова подтвердила в беседе с «Известиями», что армия фиксирует попытки «Хезболлы» восстановить военную мощь и захватить стратегические позиции. Израильская армия резко усилила интенсивность авиаударов по югу Ливана. Официально это объясняют необходимостью превентивного сдерживания, но истинная цель этих операций — мощное давление на ливанское руководство, чтобы заставить его как можно скорее разоружить шиитскую группировку.
«Хезболла» готовится к возможной атаке Израиля
«Хезболла» увеличивает запасы ударных беспилотников, рассматривая их как ключевой элемент будущей конфронтации с Израилем. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к силовым кругам еврейского государства. По его данным, ливанское шиитское движение продвигает усиление своего арсенала ударных БПЛА как центральное направление для будущего столкновения.
— «Хезболла» ускоряет процессы, связанные со своим восстановлением: местное производство и ремонт оружия, контрабанда оружия и наличных, включая также обширную деятельность для перевода денег, — рассказал израильский источник «Известий».
Представитель ЦАХАЛ Анна Уколова отметила, что Израиль фиксирует постоянные попытки «Хезболлы» восстановить свой потенциал или вернуться на определенные позиции.
— Когда мы видим такие попытки, которые нарушают режим прекращения огня, мы их ликвидируем. Мы не можем себе позволить разрешить «Хезболле» укрепиться, нам важно обеспечить безопасность нашим гражданам, — рассказала она «Известиям».
По оценке израильской стороны, спустя год после прекращения вторжения в Ливан вероятность новой операции ЦАХАЛ против «Хезболлы» увеличивается. В еврейском государстве указывают, что условия соглашения о прекращении огня, предусматривавшего разоружение и предотвращение восстановления сил «Хезболлы», не выполняются. 2 ноября премьер-министр Биньямин Нетаньяху предупредил, что «Хезболла» продолжает попытки перевооружения. Израиль сделает всё необходимое, чтобы этого не допустить, пригрозил он.
В последние недели войска расширили масштаб атак по объектам «Хезболлы», нанося десятки ударов, включая операции в Южном Ливане и долине Бекаа. Ливанские власти утверждают, что менее чем за год в результате израильских атак в стране погибли 309 человек и 598 получили ранения. В Бейруте указывают на более чем 5 тыс. нарушений режима прекращения огня со стороны Израиля после соглашения 27 ноября 2024 года.
5 сентября ливанское правительство изучило предложенный армией план по введению государственной монополии на владение оружием до конца 2025 года. Инициатива предусматривает поэтапное разоружение всех формирований, в том числе «Хезболлы». Кабинет министров рассчитывает договориться с организацией, чтобы избежать риска новой гражданской войны. Впрочем, внутри правительства уже разгорелись серьезные споры. Представители «Хезболлы» назвали решение властей грубой ошибкой. Генсек движения Наим Касем заявил, что оружие организации — это залог безопасности страны от израильской агрессии. По его словам, «Хезболла» будет вести себя так, словно никаких решений не принималось.
Иран перевел «Хезболле» $1 млрд
В своем публичном обращении к руководству Ливана и гражданам страны «Хезболла» вновь заявила о непринятии любых попыток втянуть государство в новые переговорные форматы, которые, по мнению движения, могут обслуживать интересы Израиля. Там подчеркнули право на «сопротивление оккупации» и заявили, что вопрос о его вооружении не может быть предметом внешнего давления.
«Хезболла» также обвинила Израиль в систематических нарушениях суверенитета страны и отметила, что обсуждение разоружения возможно лишь в рамках национального диалога и в контексте общей стратегии обороны.
Профессор Ливанского университета Джамаль Ваким уверен: нарастающее давление со стороны Израиля направлено на то, чтобы заставить Ливан приступить к прямым переговорам с еврейским государством — именно этого, по его словам, добивается Вашингтон.
— Вероятность дальнейшего усиления напряженности остается, однако имеющийся уровень эскалации близок к пределу, поскольку, несмотря на полученные удары, «Хезболла» всё еще сохраняет сдерживающий потенциал. Риск полномасштабной войны остается возможным, но оценивается как маловероятный на этом этапе, — рассказал «Известиям» эксперт.
Ливанские власти неоднократно подчеркивали, что Израиль систематически продолжает нарушать суверенитет страны, несмотря на договоренность о прекращении огня. ЦАХАЛ сохраняет позиции в пяти ключевых точках на юге Ливана, что в Бейруте расценивают как продолжающуюся оккупацию и прямое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН №1701.
По мере того, как соглашение, активно продвигаемое США, заходит в тупик, заявления официальных лиц из Вашингтона приобретают всё более жесткий характер. Обвинения в дестабилизации ситуации на границе теперь адресуются исключительно Бейруту. В частности, Том Баррак — американский посол в Анкаре и спецпредставитель по сирийскому досье, фактически координирующий процесс разоружения «Хезболлы», — поставил под сомнение способность ливанского руководства восстановить полноценный контроль над страной.
Делегация минфина США, находящаяся с визитом в Ливане, потребовала от местных властей ужесточить меры против финансовых сетей «Хезболлы». Представители американской стороны заявили о необходимости перекрыть каналы спонсирования организации и ликвидировать систему наличных расчетов, которая, по их утверждению, используется для восстановления военной инфраструктуры. Ливанский президент Джозеф Аун в ответ сказал, что страна придерживается международных процедур по борьбе с отмыванием денег, и призвал США оказать давление на Израиль с целью прекратить эскалацию.
Замминистра финансов Соединенных Штатов по борьбе с терроризмом Джон Хёрли утверждает, что с начала 2025 года иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) передал «Хезболле» около $1 млрд через сеть компаний, работающих в сфере денежных переводов.