Закрепленное сообщение: Россия не будет исполнять решения иностранных судов
Постановления международных уголовных судов, компетенция которых не основана на договорах с Россией или резолюцией Совбеза ООН, не будут исполнятся в РФ. Такой законопроект одобрил кабмин. Ранее отказ в признании и приведении в исполнение подобных решений оставался на усмотрение российских судов. Изменения — показатель системной работы по обеспечению политического суверенитета страны, отметили эксперты. И при таких четко установленных правилах игры коммуникация между профильными органами станет более прозрачной, уверены политологи. О том, как будут работать поправки, — в материале «Известий».
Что предлагают изменить
Отказ от исполнения постановлений международных уголовных судов предлагают закрепить в законодательстве России. Такие поправки в федеральный конституционный закон в понедельник, 10 ноября, одобрила правительственная комиссия. Об этом «Известиям» сообщили источники в кабмине.
Изменения должны закрепить защиту правового суверенитета России от внешних судебных решений, рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
— Постановления судов иностранных государств, наделенных полномочиями в сфере уголовного судопроизводства и международных судебных органов, компетенция которых не основана на международном договоре России или резолюции Совбеза ООН, не будут подлежать подлежат исполнению в нашей стране, — сказал он.
В случае принятия поправок Россия будет вправе не исполнять решения иностранных или международных судов — если нет соответствующего международного договора или решения СБ ООН.
— Указанные поправки будут применимы, например, для приговоров Международного уголовного суда (МУС), — сказал Владимир Груздев. — Напомню, что Россия отозвала свое намерение стать участником Римского статута, на основании которого действует МУС.
В частности, речь идет о главе VII Устава ООН от 26 июня 1945 года. В ней прописаны действия в отношении угрозы миру, его нарушений и актов агрессии. Совбез в таких случаях может решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений.
Такие меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если Совбез ООН решит, что указанные меры недостаточны, он может одобрить демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов организации.
Нововведение может быть ответом на неисполнение требований, выдвинутых российскими судами, в странах Запада, считает старший юрист правового агентства «Михайлов и Ко» Татьяна Курушина.
— Фактически поправки исключили альтернативность применения принципа публичного порядка. Таким образом планируется снизить и ограничить влияние иностранных юрисдикций на внутренние дела России, — сказала эксперт.
Сейчас возможность отказа в признании и решение о приведении в исполнение на территории России приговора иностранного суда оставлена на усмотрение российских судебных органов.
— Нововведение устанавливает запрет на исполнение постановлений иностранных судов и международных судебных органов в императивном порядке, — считает юрист.
Применение этого принципа вызывало споры из-за обтекаемости формулировок и свободной трактовки принципа. Но в перспективе это решение может создать сложности для бизнеса и частных лиц, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Скорость разрешения споров с участием российских граждан снизится, что косвенно может негативно отразиться на инвестиционном климате. Также могут быть поставлены под удар принципы международного сотрудничества в сфере правопорядка, — сказала юрист.
Как могут отреагировать страны Запада
Предлагаемые изменения свидетельствуют об упорядочивании российскими властями правового законодательства, считает сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ Илья Щербаков. Они идут в русле внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ, одна из которых связана с приоритезацией норм законодательства в сфере защиты прав российских граждан над международными.
— Усиление конфронтации между Россией и странами Запада после 2022 года стало лишь подходящим рабочим контекстом для проведения таких изменений, — отметил эксперт. — Они оптимизируют международную коммуникацию между профильными органами России и зарубежных, прежде всего, европейских государств и сделают ее более прозрачной.
Появление поправок — продолжение системной работы по обеспечению политического суверенитета России, считает эксперт Российского общества политологов, заместитель декана факультета политологии МГУ Олег Ляховенко.
— В наших основополагающих документах, например, концепции внешней политики, четко указано, что РФ ориентируется на общепризнанные правила и принципы ООН, а международные договоры, которые Россия признает, не должны противоречить Конституции, — сказал он.
А Илья Щербаков напомнил о том, что в 2022 года Россия вышла из Европейского суда по правам человека. Кроме того, в российское процессуальное законодательство были внесены изменения, согласно которым решения ЕСПЧ больше не служат основанием для пересмотра дел в российских судах.
— С одной стороны, взаимная «правовая коммуникация» по жалобам в отношении России прекратилась, но, с другой стороны, стало расширяться взаимодействие ЕСПЧ на уровне дипломатии НКО, так или иначе связанных с Россией. — полагает он. — Схожую международную реакцию, вероятно, следует ожидать и в этом случае.
В целом, позиция недружественных государств в этом вопросе, «очевидно, не заслуживает внимания», отметил Олег Ляховенко.
— Что касается стран, заинтересованных в здоровых отношениях с Россией, то они уже имеют огромный опыт прямого либо опосредованного сопротивления навязываемым Западом инициативам, — сказал эксперт.
Законодательное ограничение на исполнение решений институтов глобального влияния и дальнейшее разделение мира на различающиеся юрисдикции — важная веха в становлении многополярного мира, полагает Олег Ляховенко.