Приличная ответственность: почему Аяза Шабутдинова приговорили к семи годам
Измайловский райсуд Москвы приговорил бизнес-коуча и предпринимателя Аяза Шабутдинова к семи годам лишения свободы и оштрафовал на 5 млн рублей. Предприниматель основал компанию «Like Центр», через которую продавал тренинги, курсы и вебинары по ведению бизнеса — их стоимость варьировалась от 60 тыс. до 12 млн рублей. Шабутдинов обещал своим клиентам «гарантированный сверхдоход», но они массово жаловались, что обучение оказалось бесполезным. Блогера признали виновным в 113 эпизодах мошенничества, а общая сумма ущерба от его действий превысила 57 млн рублей. Подробности — в материале «Известий».
Как прошло заседание по делу Шабутдинова
Измайловский районный суд 31 октября приговорил популярного блогера Аяза Шабутдинова к семи годам исправительной колонии общего режима. Кроме того, он обязан выплатить штраф в размере 5 млн рублей. Организатора скандальных бизнес-курсов признали виновным в 113 эпизодах мошенничества «в значительном, крупном и особо крупном размерах». Суд также удовлетворил гражданские иски на сумму более 80 млн рублей.
Шабутдинова арестовали в ноябре 2023-го после многочисленных жалоб на проданные им образовательные курсы. Как следует из материалов дела, пострадавшие заплатили за предлагаемые программы от 60 тыс. до 12 млн рублей — общая сумма ущерба превысила 57 млн рублей.
Блогер создал компанию «Like Центр», через которую в течение нескольких лет продавал тренинги, курсы и вебинары для предпринимателей. Как заверял Шабутдинов, после обучения его клиенты смогут открыть успешный бизнес и выйти на высокий доход в короткие сроки. Но многие покупатели заявили, что эти обещания не соответствовали действительности.
«Шабутдинов создал организованную преступную группу, координировал действия соучастников и обеспечивал размещение на подконтрольном интернет-ресурсе заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений о реализуемых образовательных программах, которые в действительности таковыми не являлись», — заявила прокуратура Москвы.
Как следует из материалов дела, Шабутдинов вместе с сообщниками продавали бизнес-курсы и тренинги, в частности, через компанию «Like Центр», с помощью «агрессивного маркетинга».
— Лично Шабутдинов обеспечил разработку текстов тренингов и договоров оферты на оказание образовательных услуг в целях создания ложного представления о том, что его программы способны гарантировать финансовую защиту в любых жизненных ситуациях и ложного впечатления о правомерности деятельности и ее гражданско-правовом характере, — заявил прокурор во время судебного заседания.
Ранее он просил приговорить Шабутдинова к восьми годам лишения свободы и штрафу в размере 15,5 млн рублей. Кроме того, обвинение настаивало на том, чтобы блогеру на пять лет запретили «заниматься деятельностью, связанной с реализацией образовательных программ, в том числе в интернете».
Черная метка
В октябре 2025 года Аяз Шабутдинов, полностью признавший свою вину, возместил денежный ущерб 73 пострадавшим. По подсчетам адвокатов блогера, у их подзащитного есть возможность удовлетворить требования всех потерпевших. Ранее предприниматель признался в соцсетях, что продавал свои курсы «всем без разбора, а сама реклама звучала как чудо-таблетка».
Перед вынесением приговора Шабутдинов рассказал «Известиям», что за несколько лет пребывания в СИЗО во многом переосмыслил свою жизнь.
— Я разобрал свои ошибки — для себя и для того, чтобы другим не пришлось платить ту цену, которую сейчас плачу я, — отметил он. — Несколько лет перед началом следствия я жил в мире, где деньги стояли на первом месте, где жизнь строилась напоказ и без меры. Думаю, за эти два года я изменился. Я уже понес серьезное наказание. Это были не просто два года взаперти — это потеря друзей, здоровья, потеря доверия, которое, возможно, никогда не вернется. Это черная метка на всю жизнь.
Адвокаты Шабутдинова Дмитрий Григориади и Калой Ахильгов назвали вынесенный предпринимателю приговор суровым.
— Это суровый приговор, учитывая полное отсутствие в деле отягчающих обстоятельств и выплаченные в полном объеме компенсации всем потерпевшим, которые изъявили такое желание, — заявила сторона защиты «Известиям». — Наш подзащитный сотрудничал со следствием, публично раскаялся и признал вину. К смягчающим обстоятельствам относятся отсутствие судимостей и наличие двух несовершеннолетних детей. С учетом всех обстоятельств дела, мы имели полное право рассчитывать на более мягкое наказание.
Накануне заседания Калой Ахильгов просил суд учесть, что Шабутдинов способствовал «справедливому расследованию дела», а также, находясь в СИЗО, организовал благотворительную акцию по ликвидации последствий экологической катастрофы в Анапе.
Может ли суд смягчить наказание
С учетом 113 эпизодов по делу о мошенничестве, приговор в виде семи лет колонии, вынесенный Аязу Шабутдинову, нельзя назвать слишком суровым, полагает адвокат по уголовным делам, управляющий партнер коллегии адвокатов «Бизнес Лигал Групп» Вероника Полякова.
— Но и мягким назвать такое наказание тоже нельзя. При этом суд учел все смягчающие и отягчающие обстоятельства. Ущерб большинству потерпевших был возмещен, также Шабутдинов признал вину. Если защита подаст апелляционную жалобу, и к моменту рассмотрения судом ущерб остальным потерпевшим будет возмещен, это может стать основанием для снижения наказания, — рассказала эксперт «Известиям».
Максимальное наказание, которое Шабутдинов мог бы получить по предъявленной ему статье, — 10 лет лишения свободы, добавил адвокат по уголовным делам, партнер Московской коллегии адвокатов «Вектор Прайм» Альберт Халеян.
— Приговор, с одной стороны, строгий, поскольку связан с реальным лишением свободы на длительный срок. С другой стороны, он мягче того, что просил государственный обвинитель. Это говорит о том, что суд подошел к назначению наказания с учетом всей картины произошедшего, — сказал он.
Как считает адвокат, если до вступления приговора в законную силу Шабутдинов возместит ущерб всем оставшимся потерпевшим, защитники блогера вправе ходатайствовать о смягчении наказания.
— Суд может учесть этот факт как новое обстоятельство. Впрочем, нужно понимать, что полностью нивелировать наказание это не сможет. Вероятнее всего, речь может идти о незначительном снижении срока или изменении условий отбывания наказания. Основание приговора, виновность в совершении преступления, уже не изменится, — отметил адвокат.
При этом, как выяснили «Известия», на официальном сайте «Like Центра» по-прежнему доступны тренинги и курсы Аяза Шабутдинова по ведению бизнеса.
— Если появятся новые потерпевшие, которые приобрели курсы уже после возбуждения уголовного дела или после вынесения приговора, это станет основанием для возбуждения нового уголовного дела. Оно будет рассматриваться как новый преступный эпизод, возможно, даже с отягчающими обстоятельствами, — полагает Альберт Халеян.
В случае появления новых эпизодов уголовное дело будет расследоваться отдельно от вынесенного приговора, подтвердила адвокат Вероника Полякова.