Спасти и сохранить: принята стратегия повышения безопасности дорожного движения
К 2030 году в России число погибших в ДТП должно сократиться в полтора раза, а к 2036 году — вдвое. Такова главная цель утвержденной главой государства стратегии повышения безопасности дорожного движения. Как планируется достигнуть таких результатов, выясняли «Известия».
Снизить риски
В пятницу, 14 ноября, президент России Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Стратегия была разработана МВД России с учетом детального анализа состояния безопасности дорожного движения, прогнозов социально-экономического развития страны, а также мнений заинтересованных органов власти, экспертов и общественности.
Главной целью стратегии является сокращение смертности на дорогах в полтора раза к 2030 году и в два раза — к 2036-му (по сравнению с уровнем 2023 года). С учетом того, что по итогам позапрошлого года в нашей стране в результате ДТП погибли чуть более 14,5 тыс. человек, через четыре года этот показатель не должен превышать 9,9 тыс. человек, в течение ближайших 11 лет снизиться до 7,5 тыс. человек в год.
Уровень «транспортного риска» (количество погибших в ДТП на 10 тыс. ТС) должен снизиться с нынешнего значения 2,28 до 1,57 и 1,18 к 2030 и 2036 годам соответственно. «Социальный риск» (число погибших в ДТП на 100 тыс. жителей) намечено снизить до значений 6,8 и 5,1 — сейчас этот показатель равен 9,86.
Ключевые направления
Принятая стратегия — это комплексный основополагающий документ, определяющий цели, задачи и основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на ближайшие 11 лет, отмечают в Госавтоинспекции России. Особый статус ему придает то, что он утвержден указом президента РФ, в отличие от предыдущего документа, который был принят распоряжением правительства, подчеркивают в ведомстве.
В стратегии выделяются пять основных задач, направленных на снижение аварийности и смертности на дорогах. «Эффективное управление» предполагает внедрение новых подходов по координации и взаимодействию между органами власти на всех уровнях, повышение их заинтересованности в вопросах безопасности дорожного движения (БДД). Также намечена ускоренная информатизация и цифровизация этой сферы, включая оказание госуслуг и контрольно-надзорную деятельность.
«Культура на дорогах и профилактика» подразумевает акцент на непрерывном обучении и воспитании культуры поведения участников дорожного движения, усиление борьбы с основными причинами смертельных ДТП: нетрезвым вождением, выездами на встречную полосу, несоблюдением скоростного режима, наездами на пешеходов. Особое внимание будет уделено группам риска — детям, пожилым людям, начинающим водителям. Именно они имеют более высокую вероятность стать участниками ДТП, отмечают в Госавтоинспекции.
Блок «Современный и безопасный транспорт» связан с вопросами обновления российского автопарка, активным внедрением в отечественные автомобили передовых систем активной и пассивной безопасности. В рамках этой задачи намечено принятие комплекса мер по обеспечению БДД в области каршеринга, служб доставки и других услуг в сфере транспорта.
«Безопасные дороги» предусматривают развитие и модернизацию дорожной сети и инфраструктуры, которая «прощает» ошибки человека и минимизирует их последствия. Речь идет о разделении транспортных потоков, использовании в дорожном строительстве современных материалов и технологий, создании комфортных и безопасных условий для передвижения пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ. Отдельно намечено решить вопросы развития объектов дорожного сервиса и покрытия автодорог телефонной и мобильной связью.
В ситуациях, когда все эти меры по тем или иным причинам не сработали и авария всё же произошла, ключевой является задача «Спасение пострадавших в ДТП». Она предполагает увеличение числа лиц, имеющих навыки оказания первой помощи раненым, повышение оперативности прибытия на место происшествия оперативных служб, оптимизацию маршрутов доставки пострадавших в медучреждения, развитие санитарной авиации и так называемых трассовых пунктов экстренной медицинской помощи.
Особое место в стратегии отводится цифровизации и внедрению новых технологий, в том числе на основе искусственного интеллекта. Предполагается, что они будут активно применяться для мониторинга дорожной обстановки, создания цифровых «двойников» дороги, использоваться в интеллектуальных транспортных системах для автоматизации управления потоками транспорта и пешеходов. Кроме того, «цифру» намечено внедрять в обучение и подготовку участников дорожного движения, а также специалистов в сфере дорожной безопасности.
План конкретных мероприятий, необходимых для достижения указанных в стратегии задач, должен быть разработан и утвержден в течение полугода правительством.
Сложно, но можно
За последние два десятилетия в России уже удалось более чем в два раза снизить число погибших в ДТП, напоминают в Госавтоинспекции. Новая стратегия позволит закрепить эти успехи, сохранив жизни и здоровье граждан, отмечают в ведомстве.
Принятая стратегия — это основной документ, который определяет главные направления государства, всех министерств и ведомств, региональных и муниципальных властей в сфере безопасности дорожного движения на ближайшее годы, отмечает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Цели, поставленные в нем, очень амбициозны, отмечает он. Однако достичь их будет достаточно сложно, предупреждает эксперт.
— Главная трудность связана с тем, что показатели аварийности и смертности на российских дорогах за последние годы уже заметно снизились. Мировой опыт показывает, что дальнейшее снижение идет гораздо более медленными темпами, поскольку имеющиеся рычаги воздействия и методы могут быть уже не столь эффективны. Сейчас основной упор необходимо делать именно на профилактику законопослушного поведения участников движения, их обучение, комплексную модернизацию дорожной сети. Это потребует координации и колоссальной совместной работы абсолютно всех органов власти, министерств и ведомств. При выполнении этого условия прописанные в стратегии ориентиры и показатели вполне реальны, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.
Основная ценность новой стратегии состоит в том, что в ней указаны все существующие трудности и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, считает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— В документе честно говорится, например, о проблеме старения российского автопарка, слабом внедрении в отечественных моделях автомобилей современных систем активной и пассивной безопасности. Признаются и другие проблемы: от роста аварийности с участием детей и подростков, управляющих машинами, мотоциклами, питбайками и другой техникой, до неразвитой инфраструктуры для СИМ. Такой подход позволяет выявить главные «болевые точки» и целенаправленно воздействовать на них. В конечном итоге это дает возможность найти правильные рычаги и механизмы, которые и должны обеспечить достижение указанных в стратегии планов по снижению аварийности и смертности на наших дорогах, — подчеркнул Максим Кадаков.