Королевский плот: зачем Британия пытается вытеснить РФ с Западных Балкан
Власти Великобритании собрали делегации Албании, Боснии и Герцеговины, непризнанного Косово, Северной Македонии, Сербии и Черногории, чтобы обсудить борьбу с «российским влиянием» и миграционную политику. Соединенное Королевство последовательно расширяет присутствие на Западных Балканах: объем торговли с государствами региона увеличился в четыре раза за пять лет, возросло и военное присутствие. Главные усилия британских спецслужб направлены на Сербию, однако аналитики считают, что у Белграда есть шанс выдержать давление. Также Лондон пытается использовать эти страны для сдерживания миграционного потока, но для этого требуются большие инвестиции.
Политика Британии на Западных Балканах
Премьер-министр Соединенного Королевства Кир Стармер собрал 22 октября представителей шести стран региона Западных Балкан. К ним относят Албанию, Боснию и Герцеговину (БиГ), самопровозглашенное Косово, Северную Македонию, Сербию и Черногорию. Во встрече также приняли участие канцлер Германии Фридрих Мерц и глава евродипломатии Кайя Каллас. Даже официально главной темой саммита стали уменьшение влияния России в регионе, а также вопросы евроинтеграции и миграции.
Встреча в Лондоне — часть так называемого Берлинского процесса, запущенного экс-канцлером ФРГ Ангелой Меркель в 2014 году. Его цель — ускорить вступление стран региона в ЕС. Великобритания, несмотря на Brexit, осталась в программе и даже усилила свои позиции. Например, в этом году Лондон назначил нового спецпредставителя на Западных Балканах — опытного высокопоставленного дипломата Карен Пирсу.
Не забывает Британия и о торговле. С 2019 по 2024 год показатели товарооборота со странами региона выросли с £1 млрд до £4,3 млрд. В феврале 2024-го Великобритания объявила о выделении до £15,75 млрд на увеличение британского экспорта и инвестиции в регион. В основном они направлены на поддержку стратегических инфраструктурных проектов.
Основная цель этого саммита в Великобритании — не столько предложить что-то реальное, полезное и практичное для Балканского региона, сколько помешать влиянию России в нем, а главное — завладеть умами политических элит балканских государств, сказал «Известиям» программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович.
Страны региона по отношению к России можно условно разделить на две группы. Албания, Северная Македония и Косово поддерживают санкции против РФ и оказывают военную поддержку Украине.
— Однако, вне всяких сомнений, такие стремления (выдавить РФ с Балкан. — «Известия») вызовут критический и неоднозначный подход в Сербии, Республике Сербской (энтитет Боснии и Герцеговины), а также частично в Черногории, — отметил эксперт.
Соединенное Королевство постепенно расширяет и свое военное присутствие в регионе. В 2021 году Великобритания создала постоянную военную группу в Северной Македонии. С 2023 года Лондон начал обучение и оснащение отдельных частей ВС БиГ. В октябре было объявлено о намерении выделить £4 млн на борьбу с «российской дезинформацией в регионе». Как минимум до 2028 года Британия продолжит участвовать в миротворческих силах НАТО в Косово.
Давление на страны Западных Балкан
Именно на Сербию страны Запада сейчас оказывают особенно сильное давление. Белград не только не присоединился к санкциями против РФ, но и ведет переговоры о строительстве АЭС и заключении нового газового контракта.
Британия играет значимую роль в усилиях западного лагеря. Так, «Известия» ранее писали о том, что Лондон и Берлин пытаются оказать давление на Белград, чтобы убрать из кабинета министров Сербии сторонников развития отношений с РФ. Конечная цель Великобритании и Евросоюза — заставить республику присоединиться к санкциям против Москвы, прекратить прямое авиасообщение с Россией и отказаться от ее газа.
Активно используется и сложная внутриполитическая ситуация в Сербии. Президент республики Александр Вучич сообщил, что спецслужбы нескольких стран финансируют протесты в стране, на это потрачено уже $4 млрд. Однако Белград последовательно отказывается разрывать связи с Россией.
Великобритания действует в регионе в основном с помощью спецслужб и связей с албанской преступностью. Евросоюз же обладает большими рычагами давления на Сербию, включая экономические, благодаря торговле и большому числу сербских работников, сказал «Известиям» политолог Вадим Трухачев.
— Главный вопрос, который англичане решить в этом регионе не в состоянии, — это вопрос о приеме его стран в ЕС. В конечном счете последнее слово останется за объединением, — считает эксперт.
Глава Еврокомисcии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Сербия не сможет вступить в ЕС без введения санкций против РФ, резолюцию такого же содержания поддержал 22 октября Европарламент. Помимо рестрикций, необходимо также отменить безвизовый режим с Россией, который сохраняют Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория. Посол Сербии в РФ Момчило Бабич ранее сообщил «Известиям», что безвизовый режим между Москвой и Белградом сохранится. А вот Черногория на пути в ЕС намерена привести свои требования в соответствие с европейскими, что коснется россиян, заявил президент страны Яков Милатович.
Переход Боснии и Герцеговины к антироссийской политике блокирует Республика Сербская. По сути, ее президент Милорад Додик был отстранен от должности по решению суда из-за отказа подчиняться решениям высокого представителя Кристиана Шмидта. Последний, напомним, был назначен без согласия Совета Безопасности ООН. Сам Милорад Додик весной заявил, что Великобритания готовила 40 военных, которые должны ликвидировать его при задержании. Информацию об этом он получил от премьер-министра и трех президентов европейских государств.
Британия предлагает отправлять на Балканы мигрантов
Страны этого региона неожиданно оказались важным фактором выживаемости кабинета Кира Стармера. Одной из главных причин недовольства британцев стала его миграционная политика. За первый год правления лейбористов в страну прибыло 50 тыс. нелегальных переселенцев. Это вызвало обвал рейтинга партии и массовые протесты.
По данным властей Великобритании, около 22 тыс. нелегальных мигрантов приехали в страну именно через Западные Балканы. Поэтому если Соединенное Королевство сможет сократить поток беженцев и направить некоторых из прибывших назад, то лейбористы сумеют остановить падение рейтингов.
Еще в марте в Лондоне сообщили, что рассматривают возможность отправки мигрантов, которым было отказано в предоставлении убежища, в Албанию, Боснию и Герцеговину, Северную Македонию, а также в Сербию. План предполагает открытие «центров возвращения» в этих странах, где мигранты смогут дождаться своей очереди на отправку домой. При достижении соглашения Великобритания будет выплачивать компенсации за прием каждого высланного просителя убежища.
Эта инициатива вызвала противоречивый отклик в регионе. Пока на нее положительно смотрят лишь в Приштине. Премьер-министр Черногории Милойко Спаич заявил, что его страна «не выступает частью миграционных маршрутов через Балканы», но согласится принять «центр по возвращению мигрантов», если Великобритания инвестирует €10 млрд в строительство железных дорог.
Премьер Албании Эди Рама отказался размещать такую инфраструктуру на своей территории, но согласился на присутствие британских пограничных офицеров. Милорад Додик ранее заявил «Известиям», что православное население БиГ не горит желанием принимать мусульман.
Миграционная инициатива Великобритании еще представляет собой и дополнительный рычаг влияния, прежде всего на Белград. Как отметил Милан Лазович, вряд ли власти Сербии будут рады попыткам убедить их принимать мигрантов. На фоне политической нестабильности в стране это может спровоцировать рост криминала, дефицит государственного бюджетам, нехватку рабочих мест и ряд других проблем.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько сказал «Известиям», что эта инициатива найдет поддержку, только если Великобритания предложит огромные инвестиции странам региона.