По примеру Москвы: Индия сближается с Афганистаном
Индия последовала примеру России и повысила уровень отношений с Афганистаном, преобразовав небольшую техническую миссию в стране в посольство. Это поможет «Талибану», который управляет страной после ухода США в 2021 году, укрепить позиции на международной арене, уверены эксперты. Помимо этого, Кабул получит крупный пакет гуманитарной помощи от Индии, которая включает финансирование нескольких социально значимых проектов. Нынешняя нормализация выгодна России. Подробности — в материале «Известий».
Первый раз за четыре года
Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар и его афганский коллега Мавлави Амир Хан Муттаки встретились в Нью-Дели. Глава индийского МИДа подтвердил приверженность страны «суверенитету, территориальной целостности и независимости Афганистана».
«Более тесное сотрудничество между нами способствует национальному развитию, а также региональной стабильности и устойчивости», — заявил Джайшанкар. Он также поблагодарил Муттаки, пригласившего индийские компании к участию в разработке полезных ископаемых в Афганистане.
«У нас общие интересы по расширению торговли и коммерции», — подчеркнул глава индийского МИДа. Он также добавил, что сторонам необходимо объединить усилия в «борьбе с терроризмом».
Афганский министр, в свою очередь, пообещал не допустить использования территории Афганистана против других государств.
За прошедшие годы Индия профинансировала и реализовала множество инфраструктурных проектов по всему Афганистану. Объем двусторонней торговли между странами в прошлом году достиг $890 млн.
В совместном заявлении по итогам встречи говорится, что Индия «еще больше углубит свое участие в различных проектах, особенно в сфере здравоохранения и общественной инфраструктуры».
В частности, Нью-Дели передаст Афганистану 20 машин скорой помощи, различное медицинское оборудование, вакцины и лекарства. Помимо этого, индийские власти рассматривают возможность предоставления стипендий для афганских студентов.
Поездка Муттаки стала первым визитом высокопоставленного афганского чиновника в Индию после смены власти в Афганистане в августе 2021 года, тогда же Индия закрыла свое посольство в Кабуле. В 2022 году возобновила работу дипмиссии с помощью небольшой технической миссии.
В этот раз глава индийского МИДа объявил о «повышении статуса технической миссии Индии в Кабуле до посольства Индии». Нью-Дели тем самым идет по пути Москвы.
По пути РФ
До этого Индия вместе с участниками московского формата консультаций по Афганистану, который прошел 7 октября в российской столице, подтвердила свою поддержку становлению Афганистана в качестве «независимого, единого и мирного государства без присутствия любых иностранных войск на территории страны».
Нынешняя встреча стала очередным свидетельством того, что индийские власти настроены на нормализацию отношений с Кабулом, даже невзирая на то, что пока Нью-Дели официально не признал правительство талибов.
Между тем улучшение отношений между Афганистаном и Индией происходит на фоне новой фазы напряжения между Кабулом и Исламабадом. В ночь на 10 октября пакистанские военные провели операцию на территории соседней страны. Эскалация связана с попыткой Пакистана уничтожить лидера одной из антиправительственных вооруженных группировок, скрывавшегося на территории Афганистана.
Афганские власти обвинили Пакистан в нарушении воздушного пространства и нанесении ударов по приграничным районам. После этого начались боестолкновения вдоль «линии Дюранда» — установленной еще в 1893 году границы между двумя странами. Кабул провел «операцию возмездия», в ходе которой были убиты десятки пакистанских солдат.
Что думают эксперты
Научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар в беседе с «Известиями» отметил, что Индия, обладая собственным стратегическим видением, разыгрывает на афганской шахматной доске свою, гораздо более сложную партию.
— Ее ходы — это прежде всего ответ на стремительно меняющуюся геополитическую конфигурацию вокруг ее исторического антагониста — Пакистана. Однако ключевой вопрос, который сегодня замалчивается в экспертном сообществе, звучит тревожно: каков будет счет для самого Афганистана и всей Центральной Азии? Уже сейчас налицо парадоксальный и крайне опасный расклад, — считает политолог.
По его словам, правительство талибов углубляет конфронтацию с Исламабадом.
— А это создает порочный круг дестабилизации. Эта напряженность не только раскачивает и без того хрупкую военно-политическую ситуацию внутри страны, но и наносит удар по будущему региона. Под ударом оказываются масштабные инфраструктурные проекты, призванные соединить Центральную Азию с южными морями через афганскую территорию, — пояснил аналитик.
По словам специалиста, фактически «закладывается мина замедленного действия под экономическое возрождение всей Евразии».
— В этой сложной головоломке главный вызов ложится на плечи правительства талибов. Смогут ли они, лавируя между Нью-Дели и Исламабадом, найти тот самый хрупкий баланс, который убережет Афганистан от новой изоляции и сползания в пучину конфликта? — задается вопросом эксперт.
Руководитель центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов в беседе с «Известиями» сообщил, что это поможет Афганистану укрепить позиции на международной арене.
— Афганцы в целом относятся к Индии с большой симпатией. Сами талибы ранее неоднократно заявляли, что готовы восстановить отношения с Индией, дело только за Нью-Дели. Кроме того, и у Индии, и у Афганистана есть территориальные проблемы с Пакистаном, — подчеркнул индолог.
Он добавил, что Кабул заинтересован в индийских инвестициях и возвращении индийских компаний.
— Итак, взаимный интерес налицо. России, в свою очередь, нужен спокойный и стабильный Афганистан, интегрированный в общее пространство евразийской безопасности, торговли и политического взаимодействия, — резюмировал политолог.