Признаки прошлого: на афгано-пакистанской границе обострился старый конфликт
На афгано-пакистанской границе обострилось противостояние: с 10 сентября стороны обмениваются ракетными и артиллерийскими ударами и нападениями на пограничные заставы. Начало эскалации положили действия Пакистана, попытавшегося уничтожить лидера одной из антиправительственных вооруженных группировок, который скрывался на территории Афганистана. В ответ Кабул провел «операцию возмездия», в ходе которой были убиты десятки пакистанских солдат. Нынешний всплеск насилия стал очередным витком давнего противостояния между двумя странами из-за территориальных споров, но вряд ли перерастет в полномасштабную войну, полагают эксперты.
Эскалация на границе
В отношениях Афганистана и Пакистана наступила новая фаза напряжения. Она началась после того, как в ночь на 10 октября пакистанские военные провели операцию на территории соседней страны. Истребители ВВС Пакистана атаковали провинцию Пактика, а целью беспилотника в Кабуле стал автомобиль лидера движения «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП) Нур Вали Мехсудумя. Однако канал, аффилированный с ТТП, опубликовал аудиозапись, где он утверждает, что остался жив.
«Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП) — образованный в 2007 году альянс ранее разрозненных вооруженных группировок, декларирующий своими целями сопротивление властям Пакистана и установление в стране шариата. Основная зона деятельности ТТП находится вдоль афгано-пакистанской границы, а численность участников, по разным оценкам, составляет от 30 тыс. до 35 тыс. человек.
ТТП известна серией террористических атак, включая многочисленные теракты смертников, в результате которых погибли сотни пакистанских военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и мирных граждан.
Афганские власти обвинили Пакистан в нарушении воздушного пространства и нанесении ударов по приграничным районам. После этого начались тяжелые боестолкновения вдоль линии Дюранда — установленной еще в 1893 году границе между двумя странами.
Пакистанские СМИ со ссылкой на спецслужбы страны сообщили, что армия уничтожила десятки солдат противника и захватила 19 афганских пограничных пунктов, с которых велся обстрел территории Пакистана.
Позднее уже министерство обороны Афганистана объявило об успешном завершении «операции возмездия». Пресс-секретарь верховного лидера страны Забиулла Моджахед заявил, что в боях были убиты 58 пакистанских солдат, еще 30 получили ранения. По его словам, Пакистан «закрывает глаза» на присутствие в регионе боевиков «Исламского государства» (запрещенной в РФ террористической организации), которые, по данным афганской стороны, создают новые центры в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва.
Отношения между Афганистаном и Пакистаном исторически крайне сложны, объяснил «Известиям» руководитель Центра Индоокеанского региона Алексей Куприянов. Ключевой фактор — это колониальная «линия Дюранда», проведенная через пуштунский этнос, которую Афганистан до сих пор не признает официальной границей.
По словам Куприянова, разногласия по границе существовали почти весь период сосуществования двух стран. Их временно удалось снять после прихода к власти талибов в 1996 году при поддержке Пакистана, но после падения режима конфликты возобновились.
— Новое правительство «Талибана», претендуя на статус общенационального, также выступает за пересмотр границы. Пакистан в свою очередь обвиняет афганское правительство в том, что оно поддерживает боевиков движения «Техрик-е Талибан Пакистан», действующих на северо-западе Пакистана, — рассказал «Известиям» эксперт.
Дополнительное беспокойство Исламабада вызывает сближение Афганистана с Индией, что в будущем может создать угрозу конфликта на два фронта, добавил эксперт.
Нынешний конфликт стал очередным витком противостояния, которое с разной степенью интенсивности продолжается с марта 2024 года. По мнению Куприянова, оно, вероятно, будет развиваться в традиционном формате: обстрелы, нападения на пограничные посты и террористические акты.
По мнению политолога-востоковеда, эксперта по Южной Азии Владимира Сотникова, ситуация на границе на самом деле не настолько серьезная, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на боестолкновения в нескольких провинциях и полеты пакистанских дронов, стороны параллельно пытаются договариваться, заметил он в беседе с «Известиями».

Боевые действия на границе возникают регулярно на протяжении последних нескольких лет, однако в итоге стороны обычно приходят к соглашению об их прекращении, сказал он. При этом, по мнению Сотникова, нет оснований полагать, что нынешнее обострение может стать прелюдией к крупной войне между Пакистаном и Афганистаном.
Афганско-пакистанские связи
Отношения между соседними странами обострились на фоне усиления атак боевиков ТТП белуджских сепаратистов на западные провинции Пакистана.
Дополнительным фактором нестабильности остается ситуация в пакистанской провинции Белуджистан. Здесь действуют сепаратистские группировки, выступающие против центральных властей Исламабада и иностранных проектов по добыче полезных ископаемых.
Белуджские формирования регулярно совершают атаки на объекты инфраструктуры и сотрудников иностранных компаний, считая их символом внешнего контроля над регионом.
Активность сепаратистов усилилась на фоне общего обострения ситуации на западных рубежах Пакистана, что делает для Исламабада угрозу со стороны Афганистана еще более чувствительной.
Представитель пакистанского минобороны, генерал-лейтенант Ахмед Шариф Чаудхри отмечал, что Афганистан стал убежищем для пакистанских боевиков и сепаратистов, и предупреждал, что Кабул должен контролировать террористические группы на своей территории. По его данным, с момента ухода западных войск из Афганистана и прихода к власти талибов в Пакистане погибли около 900 военнослужащих в борьбе с повстанцами.
Владимир Сотников также обратил внимание на социальный аспект конфликта. Пакистан долгое время высылал афганских беженцев, что не устраивает Кабул, и это порождает периодические конфликты.
— Мигранты, которых высылает Пакистан, часто представляют маргинальные или криминальные элементы, и правительство талибов не заинтересовано в их постоянном пребывании, поскольку ведет борьбу с преступностью и наркотрафиком, — отметил специалист.
Политолог добавил, что афганская армия существенно уступает пакистанской по вооружению. У Афганистана есть небольшое количество американских вертолетов и другой техники, а также стрелковое оружие, оставшееся даже со времен нахождения в стране советской армии, но этого недостаточно для эффективного отражения ударов пакистанских ВС и ВВС. Сотников подчеркнул, что Пакистан пока не задействовал свои тяжелые вооружения и боевые самолеты, что также ограничивает масштабы конфликта.
Афганская сторона учитывает эти ограничения, и, скорее всего, в ближайшем будущем стороны достигнут договорённости о прекращении активных боевых действий.
Граница, проведенная в конце XIX века при уходе британских колониальных сил, остается искусственной, а пуштунский фактор продолжает играть ключевую роль в напряжении между странами, отметил замдиректора центра Института военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Георгий Асатрян.
По его словам, Исламабад стремится сохранить влияние на Кабул, в то время как талибы после победы над США и НАТО в 2021 году пытаются выстроить независимую политическую систему и ограничить влияние пакистанских военных. Асатрян подчеркнул, что пакистанские талибы представляют ощутимую угрозу для Пакистана, но это лишь часть более широкого конфликта.
— Пакистанские военные сами в тесном контакте с другими экстремистскими группировками и используют их для своих целей. Вопрос — в амбициях Пакистана и желании сохранить контроль над Кабулом. Талибы этого не хотят, поэтому конфликт низкой интенсивности будет вспыхивать вновь и вновь, — рассказал эксперт.
В прошлом Пакистан рассчитывал, что поддержка афганских талибов позволит укрепить безопасность вдоль общей границы, протяженностью 2,6 тыс. км. Однако с момента прихода талибов к власти напряженность только возросла. Чаудхри также обвинял Индию в использовании Афганистана для поддержки ТТП и белуджских сепаратистов, что, по его мнению, дестабилизирует Пакистан.
Пакистанская армия уже заявляла, что с начала года ликвидировала более 1,3 тыс. боевиков, а число боевиков ТТП, действующих из Афганистана, оценивается в 6 тыс. человек. Их активность, по мнению пакистанских властей, подпитывается остатками вооружения НАТО и освобождением сотен заключенных из афганских тюрем. Дальнейшее развитие конфликта будет зависеть от готовности Кабула контролировать террористические группы на своей территории.