Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
В Рыбном союзе не исключили увеличение объемов производства черной икры до 88 т
Политика
Путин провел в Кремле предновогоднюю встречу с представителями бизнеса
Мир
Трамп заявил о предстоящих наземных ударах по объектам наркокартелей
Политика
Послание президента РФ Федеральному собранию не состоится в 2025 году
Общество
Real Simple дал советы по выбору праздничной елки
Происшествия
В центре Москвы Mercedes сбил экс-помощника Горбачева
Общество
Эксперт рассказал о правилах пенсионных накоплений
Мир
Военные США зафиксировали полет Санта-Клауса над территорией России
Мир
Трамп рассказал об отвлечении от Рождества из-за Украины
Мир
В бундестаге оценили шансы завершения украинского конфликта в 2026 году
Происшествия
В Краснодарском крае при атаке беспилотников было повреждено сельхозпредприятие
Мир
ЦТАК сообщило о поздравлении Путина Ким Чен Ыну по случаю Нового года
Происшествия
Два резервуара с нефтепродуктами загорелись в Темрюке после атаки БПЛА
Мир
В посольстве РФ рассказали о новой помощи Украине со стороны Норвегии
Мир
Постпред при НАТО сообщил о сокращении числа спорных вопросов по Украине
Мир
Polsat сообщил о попытке чиновников захватить здание консульства России в Гданьске
Происшествия
Еще один летевший на Москву беспилотник уничтожили силы ПВО
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мелкие станции технического обслуживания (СТО) уступают место инструментальным коворкингам. Бизнес отмечает: снос промзон, рост арендной платы и недоступные кредиты приведут к трансформации рынка автосервисных услуг в 2026 году. СТО уйдут в тень или закроются, что может спровоцировать рост цен на 10%, прогнозируют эксперты. Высвободившиеся мастера с пулом клиентов переберутся в гаражи или начнут арендовать места в мастерских самообслуживания. Отразится ли это на качестве ремонта, разбирались «Известия».

Насколько могут вырасти цены на авторемонт

Обозначившийся дефицит промышленных площадей и рост арендной платы в Москве вынуждает мелкие и средние СТО (от двух до шести машино-мест) уезжать за 20–30 км за МКАД, закрываться или работать в так называемых сервисных коворкингах — пространствах, оснащенных инструментами и оборудованием для разовых ремонтов. Об этом «Известиям» рассказали участники рынка и эксперты из Союза автосервисов (САС).

В течение четырех лет цены на аренду промышленной недвижимости ежегодно росли на 5–15% в зависимости от района. В 2026 году мы ожидаем увеличения аренды еще на 10%, — отметил член правления САС Илья Плисов.

По данным союза, ключевая причина роста цен на аренду — снижение промышленных площадей из-за программы комплексного развития территорий (КРТ). Она предполагает снос старых промзон, гаражей и строительство жилых домов, поликлиник, школ, магазинов и прочее. А именно в таких промзонах и гаражах находится большинство СТО.

Автосервис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Остающиеся помещения настолько дороги по аренде, что без выгодного кредитования не соответствуют финансовой модели предприятий. В результате мелкие СТО вынуждены поднимать цены, что в перспективе делает их бизнес неконкурентоспособным перед крупными игроками.

По данным САС, рост розничных цен на авторемонт в 2026 году приблизится к 8%, а по информации торговой платформы Emex, этот показатель составит 10%.

— Это увеличение критично для отрасли, так как чек малых сервисов сравняется с крупными СТО, что повлияет на спрос, — отметил Илья Плисов.

Люди будут уходить или в крупные сервисы, где выше качество услуг, или станут ремонтировать машины своими силами, считает эксперт.

Рост цен вызовет спад спроса на услуги мелких СТО, клиенты будут отказываться от дополнительных работ в стремлении сэкономить, — сказал «Известиям» основатель и владелец компании «Механика» Дмитрий Даньшов.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

САС оценивает снижение объема ремонтов в мелких СТО в пределах 7–12%. Всё это может вынудить мастерские экономить, в том числе и на налогах.

Автосервисы с 2–6 машино-местами начнут проводить больше теневых операций, — полагает Дмитрий Даньшов. — В тень может уйти 10–15% оборота таких мастерских.

Сегодня из-за роста цен на аренду и прочих факторов под давлением находится около 20 тыс. сервисных предприятий, считает Илья Плисов. Кто-то из них уйдет в тень, а кто-то может закрыться, полагает он. Прежде всего, трудности возможны у СТО, оказывающих один вид услуг, например только шиномонтаж или замену масла.

Где будут ремонтировать машины в 2026 году

Финансовое давление на отрасль усилилось, и для автосервисов с исторической рентабельностью в 15–25% такая ситуация стала серьезным испытанием, — рассказала «Известиям» директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова. — Многие независимые станции работают на грани закрытия, другие фиксирует отрицательные финансовые результаты. Рост аренды для них также стал критическим.

Большинство автомобилистов достаточно чувствительно к стоимости ремонта, поэтому выбирает не крупных игроков, а небольшие мастерские или даже гаражных специалистов, рассказал «Известиям» директор по маркетингу информационно-торговой платформы Emex Иларион Демчиков. Этим мастерам выгоднее сформировать свой пул клиентов и арендовать не боксы, а отдельные машино-места (400–500 рублей в час или 30–70 тыс. рублей в месяц) в так называемых сервисных коворкингах.

Автосервис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Известия» побывали в двух подобных местах, размещенных в АТЦ «Измайлово» в новых многоярусных паркингах.

Число наших клиентов увеличилось за год вдвое, — рассказал «Известиям» владелец мастерской самообслуживания «АС» с пятью подъемниками Евгений Еськин. — И дальше надеемся на рост обращений.

По словам владельца мастерской, этим летом они перешли на круглосуточный режим работы.

— Арендаторы делятся на две группы — самоделкины и профессиональные мастера, — рассказал «Известиям» владелец другого крупного коворкинга «Гараж самообслуживания» Роман Яшуков. — Первые — это водители, ремонтирующие машины сами, а вторые — профессиональные автослесари, имеющие пул клиентов. Если нужно выполнить сложную работу, они арендуют наши 14 подъемников и инструмент.

По его словам, тянуть свою мастерскую эти мастера уже не могут, так как аренда в некоторых местах Москвы за три года выросла в десять раз. Им удобнее пользоваться почасовой оплатой аренды машино-места.

В столице небольшие мастерские не выживут и останется только крупный автобизнес, а также коворкинги, — считает он. — Многие СТО уже закрываются или переезжают на 20–30 км за МКАД, где еще есть доступные площади.

Машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Однако коворкинги не смогут взять на себя всю нагрузку. Большинство кустарей, скорее всего, отправится в серую зону, в загородные гаражи, где цены за аренду намного ниже, считают в Союзе автосервисов. В таких неприспособленных помещениях может выполняться до 60% ремонтных операций без дорогих подъемников и диагностического оборудования. Это замена тормозных колодок, масляный сервис, кузовной ремонт и прочее.

Для более сложных операций слесари могут использовать мастерские самообслуживания с дорогостоящими инструментами. Это позволит мастерам экономить, правда, качество работ резко снизится, а клиенты таких мастеров будут лишены гарантийной защиты, считают в САС.

По данным сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс», серый сегмент рынка сейчас колеблется в районе 321,6 млрд рублей и уже занимает 54% авторемонта. Доля небольших независимых СТО сегодня оценивается в 225 млрд рублей в год, а крупных сервисов — в 453,4 млрд.

Опасения по поводу инструментальных коворкингов, то есть мастерских, где механики работают без полноценной регистрации, действительно имеют основания, — рассказал «Известиям» владелец сети Алексей Иванов.

автосервис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Как в столярном или швейном деле уже существуют коворкинги для независимых мастеров, так и в автосервисе может разрастаться подобная ниша. Однако качественный сервис с гарантиями, современным оборудованием и прозрачными отношениями они не заменят, считает участник рынка.

У крупных СТО с собственными площадями глобальных изменений не предвидится, — отметил директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

Клиенты официальных дилеров или сервисов останутся с ними. В этом сегменте цены будут следовать за инфляцией и НДС, добавил менеджер.

Снижение числа мелких СТО и уход автомехаников на вольные хлеба приведет к фрагментации рынка, — полагает Илья Плисов. — Похожую ситуацию мы переживали в 2000-х годах — тогда ремонт в гаражах был развит, а разница в цене крупного белого и мелкого серого сервиса достигала двух и более раз.

Сейчас увеличение серой доли рынка может ударить по качеству авторемонта и по уровню безопасности транспортных средств, считает он.

Читайте также
Прямой эфир