- Статьи
- Общество
- Стратегические кадры: вузы и школы увеличили набор педагогов по естественно-научным дисциплинам
Стратегические кадры: вузы и школы увеличили набор педагогов по естественно-научным дисциплинам
Число вакансий преподавателей физики, химии, биологии и математики в школах и вузах за 2025 год значительно выросло, рассказали «Известиям» сервисы по поиску работы. Эксперты говорят, что образовательные учреждения увеличили набор в связи с ростом мотивации молодежи к таким направлениям и запросами российского рынка труда. Подробнее — в материале «Известий».
Что известно о допнаборе преподавателей
За 2025 год российские школы и вузы увеличили число вакансий учителей и преподавателей естественно-научных дисциплин и математики, подсчитали по запросу «Известий» сервисы по поиску работы. Согласно данным «Зарплаты.ру», количество вакансий учителей математики год к году выросло на 22%, физики — на 16%, биологии — на 11%. В школах и ссузах показатель увеличился на 23%, в вузах, по данным сервиса, на 7%.
Согласно hh.ru, в школах России число вакансий учителей химии год к году выросло на 49%, учителей биологии — на 23%, математики — на 5%. В вузах число вакансий преподавателей физики увеличилось на 27%, математики — на 17%, химии — на 8%, биологии — на 3%. В частности, в московских и петербургских школах количество вакансий учителей химии выросло на 54% и 27% соответственно, биологии — на 43% и 115%. В университетах Москвы и Санкт-Петербурга на 52% и 100% увеличили вакансий преподавателей физики, на 38% и 80% педагогов математики.
Как рассказали «Известиям» в ИТМО, вуз нарастил набор преподавателей по таким специальностям в связи с увеличением спроса абитуриентов.
— Последние приемные кампании продемонстрировали повышенный спрос на естественно-научные специальности со стороны абитуриентов. Следствием этого стал рост количества занятий со студентами, а значит, увеличение числа необходимых для полноценного учебного процесса преподавателей. В ИТМО нагрузка выросла, и команда университета тоже растет. Это не отменяет и классических причин, которые есть в любом вузе — ротация кадров: декреты, отпуска, пенсии, — объяснил первый заместитель председателя приемной комиссии ИТМО Кирилл Александров.
В НГУ наращивают количество преподавателей среди представителей высокотехнологичных компаний.
В Минобрнауки подтвердили «Известиям», что у вузов возник дополнительный запрос на профессорско-преподавательский состав по естественно-научным и инженерным направлениям. По словам представителя Министерства, причина этому — изменения отраслевых приоритетов в системе высшего образования и выход на приоритетные позиции специальностей, связанных с достижением технологического лидерства России.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии (РАНХиГС) Борис Илюхин считает, что школы и вузы набирают педагогов, чтобы снизить нагрузку на уже работающих преподавателей.
— Число вакансий учителей растет, поскольку не так быстро, как хотелось бы, увеличивается приток молодых специалистов в школы. С 2016 по 2024 год число детей школьного возраста выросло более чем на 30%, тогда как количество педагогов почти не изменилось. Пожилые учителя уходят, в итоге нагрузка на работающих достигает уже около 1,5 ставки, — рассказывает Илюхин.
В феврале президент России Владимир Путин говорил, что нужно увеличивать численность учителей математики и естественных наук, повышать качество их подготовки, обновлять программы по математике и естественно-научным дисциплинам. Конечная цель — нарастить число квалифицированных кадров, чтобы «обеспечить не просто самодостаточность страны в важнейших отраслях, а превосходство отечественных наукоемких технологий и продукции в жизненно важных сферах».
Какие люди нужны России
Согласно прогнозу Минтруда до 2030 года, самая востребованная группа специалистов на ближайшие пять лет — квалифицированные рабочие: механики и ремонтники транспортных средств, электромонтажники, слесари, строители и рабочие-отделочники. Среди специалистов с высшим образованием больше всего вырастет потребность в ИТ-специалистах, врачах, инженерах, архитекторах и проектировщиках, говорил ранее глава министерства Антон Котяков. Причем инженеров, по его словам, не хватает по «самым различным направлениям подготовки».
Из исследования Президентской академии «Прием в вузы на программы подготовки инженерных и естественно-научных кадров, специалистов в области ИКТ: региональные особенности» следует, что самая дефицитная профессия — специалист по информационной безопасности (удовлетворенность прогнозного спроса — 45%). Кроме того, недостаточно кадров в области систем вооружения (58%), нанотехнологий и наноматериалов, архитектуры (по 60%), фармации (74%), информатики и вычислительной техники (80%).
В ИТ-компании ГК «КОРУС Консалтинг» особенно востребованы высококвалифицированные специалисты в области 1С, руководители проектов, отметили в организации.
— В текущей ситуации ИТ-компании вынуждены конкурировать не только за более опытных, но и за middle-специалистов, которые становятся наиболее востребованным звеном, так как именно они закрывают «разрыв» между массовыми джунами и редкими синьорами. В целом ситуацию на ИТ-рынке можно охарактеризовать так: количество резюме растет, но их реальная ценность для работодателя снижается, — говорит «Известиям» директор по персоналу ГК «КОРУС Консалтинг» Дарья Цирулева.
При этом руководитель ИТ-департамента оператора ИТ-решений «ОБИТ» Кирилл Тимофеев рассказал «Известиям», что «сегодня большинство молодых людей идут в трендовое ИТ», но не хватает инженеров и базисных технических специалистов.
В компании по подбору ИТ-специалистов IBS GlobalCareer говорят, что по рынку сохраняется дефицит квалифицированных инженеров и ИТ-специалистов, но ситуация неоднозначная и зависит от конкретной специализации и уровня. Острый дефицит — в сегменте Senior-уровня, нужны специалисты по информационной безопасности, по Data Science и AI/ML, DevOps/SRE-инженеры, объясняет руководитель команды рекрутмента Михаил Сергеев.
Также российскому рынку не хватает врачей, подтвердил «Известиям» информацию заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников.
Директор по персоналу застройщика ГК «А101» Елена Уржумова сообщила, что компания не испытывает нехватки специалистов инженерного профиля. Больший дефицит в организации наблюдают в сегменте рабочих специальностей.
Дефицит инженеров технического надзора и главных инженеров проектов видит девелоперская ГК «Самолет». По словам директора по персоналу и устойчивому развитию Александры Горчаковой, особенно острая потребность в инженерах по эксплуатации, инженерах-электриках и механиках, специалистах по слаботочным системам.
Как власти развивают интерес к изучению предметов
Для увеличения мотивации школьников и студентов изучать математические и естественно-научные дисциплины власти создали комплексный подход.
За несколько лет в России открыли технические и естественно-научные центры допобразования для школьников. По словам руководителя центра развития естественно-научной, технической и туристско-краеведческой направленностей «Прогресс» Антонины Кулешовой, в рамках нацпроекта «Образование» создано 464 детских технопарка «Кванториум», развернуто 329 центров «IT-куб», 20 тысяч центров «Точка роста», размещенных в сельских школах и школах малых городов.
— Открыто 371,5 тыс. новых мест технической направленности. И они не пустуют: только за первое полугодие проводились занятия по 107,4 тыс. программ, охвачено почти 2,5 млн детей 5–18 лет. Дети получают возможность реализовать свои стремления в научных направлениях, педагоги — инструменты для эффективной работы, регионы — точки роста компетенций, — рассказывает Кулешова.
В школах Москвы с 2025/2026 года организуют городские учебные курсы по математике, науке и технологиям для первых — шестых классов, обещал ранее мэр города Сергей Собянин. В Подмосковье с этого учебного года на базе Физтех-лицея имени П.Л. Капицы открыли региональный центр «Спектр». Три часа в неделю десятиклассники из 30 школ решают задачи повышенной сложности, посещают интенсивы по экспериментальной физике.
Кроме того, каждый четверг российские школьники посещают профориентационные занятия. Некоторые из них проходят на предприятиях, например, «Росатома», «Ростеха», «Сибура».
В рамках нацпроекта «Молодежь и дети» власти планируют открыть «сеть передовых школ» из не менее 12 учреждений. Там будут учить по индивидуальной программе. Каждый ребенок станет углубленно изучать предметы, которые интересны ему.
Власти также модернизируют университеты. К 2030 году должны работать 25 современных кампусов. Сегодня они открыты в МГТУ им. Баумана в Москве, в Новосибирске, Уфе, Калининграде и Челябинске. Вузы совместно с компаниями открывают программы и проекты, например инженерные школы. «В 23 регионах страны уже работают 50 передовых инженерных школ, к 2030 году их число намерены удвоить», — сказано на сайте нацпроектов.
Как интересуются техническими и естественно-научными направлениями студенты
Интерес школьников и студентов на естественно-научное и инженерное образование растет. ЕГЭ по химии в этом году сдавали на 6 тыс. человек больше, чем в прошлом, профильную математику — на 30 тыс., биологию — на 8 тыс., физику — на 13 тыс., рассказывал ранее «Известиям» руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
«Мы видим, что переломили тенденцию, когда шли на гуманитарные специальности. Сегодня мы видим тенденцию на естественно-научное и инженерное образование», — говорил в июле Кравцов.
Количество абитуриентов на инженерные программы в университетах в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 28%, рассказал «Ведомостям» представитель «Икс холдинга».
В Университет науки и технологий МИСИС в новом учебном году поступило 55 тыс. заявлений, что на 27% больше, чем в 2024-м, отмечает в разговоре с «Известиями» ректор вуза Алевтина Черникова. В ИТМО рассказали «Известиям», что в 2025 году в вуз подали 21 тыс. заявлений, в сравнении с 2023 годом рост на 15%, с 2024-м — 5%. В НГУ на естественно-научные и инженерные направления в 2025 году подали 12,7 тыс. заявлений, что на 6% больше прошлого года.
— В этом году мы наблюдаем рост интереса к направлениям STEMM (наука, технология, инженерия, математика и медицина). Топ направлений по приросту числа заявлений: «Информатика и вычислительная техника», «Математика и механика», «Математика и компьютерные науки», — рассказали в вузе.
В УрФУ по естественно-научным направлениям число заявлений в 2025 году в сравнении с 2024-м выросло на 34%, с 2023-м — более чем в два раза. По инженерным направлениям в этом году в уральский университет поступило на 44% больше заявлений, чем в том году, и на 63% больше, чем в 2023-м.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2025-м подали примерно столько же заявлений (24 тыс.), как и в предыдущем году. В МФТИ подавали заявления 3,7 тыс. человек — это соотносится с показателями 2023 и 2024 годов.
Как развивать мотивацию молодежи
Эксперты считают, что набор педагогов помогает увеличить число кадров по естественно-научным и инженерным специальностям. Однако важно системно решать кадровую проблему и внедрять в систему бизнес.
В ГК «Самолет» запустили школу девелопмента, где готовят молодых специалистов. ГК «А101» студентов приглашают на оплачиваемую стажировку, из потока 50 стажеров, как правило, остаются 15 человек. В «ОБИТ» сотрудничают с вузами и колледжами, отправляют экспертов для проведения занятий, участвуют в итоговых аттестациях.
Михаил Сергеев считает, что увеличить число квалифицированных инженеров и ИТ-специалистов поможет пересмотр школьных курсов, переход от теории к практике в школьных курсах, развитие и популяризация технических направлений в вузах, программы переквалификации для опытных специалистов, создание понятных программ стажировок для студентов и программ менторства для Junior-специалистов, чтобы растить кадры внутри компании, а не переманивать их.