Новая надежда: не сдавших ГИА школьников хотят обучать рабочим профессиям
Не сдавших ГИА школьников хотят обучать рабочим профессиям. Такой законопроект рекомендован к принятию в первом чтении комитетом Госдумы по просвещению. Предполагается, что новая норма позволит подросткам работать в своем родном регионе и положительно скажется на их трудовых достижениях. Рабочая специальность станет стимулом к учебе и поможет учащимся не остаться на улице, уверены эксперты. Будет ли такое обучение шагом в успешное будущее — в материале «Известий».
Шанс на успех
Не сдавшие государственную итоговую аттестацию девятиклассники смогут бесплатно обучиться рабочей профессии. Соответствующий законопроект рекомендовал к принятию в первом чтении комитет Госдумы по просвещению. Документ внесен в ГД группой депутатов от разных фракций в июле текущего года.
Инициатива вносит изменения в закон «Об образовании». Она предполагает, что учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты на ГИА по программам основного общего образования, получат право бесплатно пройти профессиональное обучение по программам подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих. Перечень таких профессий определят региональные органы власти.
Авторы инициативы указывают на то, что нередко девятиклассники, не сдавшие успешно ГИА, вынуждены потерять почти год до его пересдачи. А этот год между тем мог быть использован для получения рабочей квалификации.
«В связи с этим предлагается предусмотреть для указанных лиц возможность пройти профессиональное обучение, по итогам профессионального обучения сдать квалификационный экзамен, а по итогам освоения основных образовательных школьных программ пройти государственную итоговую аттестацию и получить не только документ об образовании (аттестат об основном общем образовании), но и документ о квалификации — свидетельство о профессии рабочего, должности служащего», — рекомендуют депутаты.
Органы государственной власти при этом наделяются правом на предоставление господдержки профессионального обучения не сдавших ГИА девятиклассников.
«Предполагается, что действие данной новеллы будет способствовать получению востребованной профессии большим количеством молодых людей, которые смогут успешно реализовать свои трудовые навыки на рынке труда», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
Ожидается, что главным образом прошедшие обучение россияне останутся работать в своем родном регионе, что не только положительно скажется на их трудовых достижениях, но и поспособствует созданию и укреплению молодых семей. А это, в свою очередь, благотворно повлияет на демографическую ситуацию в стране.
Как заявили «Известиям» в Министерстве просвещения РФ, для многих учеников обучение рабочей специальности — это возможность получить практические умения, которые повышают шансы на трудоустройство и самостоятельную жизнь в будущем. Перечень профессий будет определяться региональными органами исполнительной власти с учетом потребностей рынка труда.
— Это могут быть как рабочие профессии, так и должности служащих. Они соответствуют потребностям регионов и позволяют подросткам получить востребованную квалификацию. К примеру: чертежник-конструктор, оператор по работе с клиентами, рабочий лесного хозяйства, плотник, облицовщик-плиточник, оператор видеозаписи и другие, — перечисли ли в Минпросвещения.
Условия становления для девятиклассников, не сдавших ГИА, нужно создать вне зависимости от количества таких школьников, уточнили в министерстве. Индивидуальная поддержка важна для каждого ученика, она будет способствовать его дальнейшей самореализации и социальной адаптации, поможет получить востребованную профессию и найти работу — главным образом, в родном регионе.
Актуальная мера
По данным исследований и статистики, около 10% учащихся ежегодно не сдают ГИА с первого раза, отмечает профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии МПГУ Олег Баксанский. Это связано с различными факторами, включая стресс, недостаток подготовки и индивидуальные особенности восприятия материала.
По сведениям Рособрнадзора, ГИА не сдают порядка 100 тыс. школьников. Впрочем, как полагает проректор по учебной работе Государственного университета просвещения Оксана Гончарова, это не слишком большой показатель. В текущей системе выпускники 9-х классов, не сдавшие ОГЭ, имеют несколько вариантов: пересдача в резервные сроки, повторное обучение в 9-м классе, переход на семейное образование с последующей аттестацией или трудоустройство на неквалифицированные позиции.
— Большинство из ребят успешно используют шанс пересдать экзамены осенью и всё же получить среднее образование. Но с теми, кто не смог закончить 9 классов, обязательно нужно работать точечно, — убеждена Гончарова.
Однако смысла заставлять не сдавших ГИА школьников повторно осваивать учебную программу нет, поскольку учеба им не всегда интересна, уточняет эксперт.
— Нежелание учиться надо закрывать другим интересом — возможностью работать и получать достойные деньги за свой труд. В этом возрасте подростки уже примерно понимают, что им нужно. И должны иметь возможность получить рабочую специальность — просто для того, чтобы не остаться на улице, — уверена собеседница «Известий».
Инициатива парламентариев добавляет к уже существующим возможностям новый путь — пройти бесплатное профессиональное обучение, сдать квалификационный экзамен и получить документ о квалификации, разъясняет руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования «Сколково», директор программы «Шаг развития школы» Ольга Немирович.
Как отмечает педагог-психолог, эксперт молодежного парламента при Госдуме РФ Сергей Пермяков, по сути, в законопроекте речь идет о возрождении профессиональных училищ, так как нужны соответствующая форма обучения, программа и цели.
— Лично знаком с ребятами, которые говорят: «Дайте мене работать руками, отстаньте с этой учебой». Таким ребятам, конечно, нужно предоставить возможность реализоваться в рабочих специальностях, — указывает собеседник «Известий».
Не все эксперты, однако, видят потребность в подобной мере. Не сдать оба обязательных предмета, когда дается год на подготовку и пересдачу, довольно сложно, обращает внимание профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— Это всегда единичные случаи, не массовая ситуация, поэтому в каждом конкретном случае требуются индивидуальные решения. Нередко это действительно ребята из неблагополучных семей, утратившие мотивацию и столкнувшиеся с негативными жизненными обстоятельствами. И в этой ситуации неблагополучия, когда ребенок даже обязательные предметы не смог сдать, проблема должна решаться в индивидуальном, а не в общем порядке, — подчеркивает собеседница «Известий».
Мотивация самого обучающегося и жизненные обстоятельства, которые изначально помешали ему успешно сдать экзамен, остаются ключевым вопросом, проблематизирующим новую законодательную конструкцию, согласна Ольга Немирович.
На путь истинный
В целом же, как считает эксперт, законопроект решает две ключевые задачи: дает подросткам социальные перспективы и восполняет кадровый дефицит. Инициатива позволяет выстраивать нелинейные образовательные и карьерные маршруты: ученик получает возможность в ключевых точках образовательного пути выбирать разные треки, исходя из своих ресурсов и обстоятельств.
— Кроме того, это снижает стигматизацию из-за неудачи на ОГЭ. Несдача экзамена перестает быть тупиком, — уточняет эксперт.
При этом важно, что перечень профессий будут формировать региональные власти, исходя из запросов местной экономики, отмечает Ольга Немирович. Это усиливает социальную роль школ как участников развития своих территорий
— Чтобы эта роль была максимально эффективной, школы должны быть непосредственно включены в процесс определения востребованных профессий. Так они смогут целенаправленно готовить выпускников, снабжая их именно теми компетенциями, которые позволят найти работу в своем регионе, — убеждена собеседница «Известий».
Речь идет о специальностях, которые не только востребованы в том или ином регионе, но и не требуют серьезной теоретической, предметной подготовки, обращает внимание Оксана Гончарова. Профессии, где нужно работать руками, также требуют знаний и высокой квалификации, но первый шаг к их освоению может быть сделан и в 15–16 лет.
В числе наиболее востребованных рабочих специальностей среди школьников Олег Баксанский выделяет профессии электрика, сварщика, автомеханика, плотника и каменщика. Эти специальности обеспечат молодым людям стабильность и высокий спрос на рынке труда, убежден эксперт.
Однако важно понимать, что существуют ограничения по трудоустройству детей до 18 лет, напоминает Ирина Абанкина.
— Допустим, возьмем профессию «помощник машиниста». Подросток на этой должности работать не сможет. В целом сегодня есть очень много ограничений, мешающих до 18 лет ребят трудоустроить, — указывает эксперт.
Стоит также учитывать, что бесплатное обучение не сдавших ГИА школьников рабочим профессиям создаст нагрузку на региональные бюджеты, предупреждает Абанкина.
— И здесь очень важно заключение со стороны регионов — насколько возможна для них такая нагрузка, насколько они могут переложить ее на колледжи, есть ли там кадры, которые в состоянии работать с ребятами, не освоившими в полной мере необходимую для продолжения образования программу основной школы, — подчеркивает она.
Оказать содействие детям в трудоустройстве, впрочем, можно. И сделать это стоит на год, через который можно пересдать государственную итоговую аттестацию, уверена Абанкина.
— Важно, чтобы подростки могли бы этот год зарабатывать, чтобы они попробовали себя в какой-то самостоятельной деятельности и нашли мотивацию к тому, чтобы окончить 9 классов и получить документ об образовании, — убеждена она.
Но в этом случае необходимо обеспечить качественную подготовку и поддержку молодых специалистов, чтобы избежать негативных последствий, предостерегает Олег Баксанский. Получение рабочих специальностей в раннем возрасте может быть полезным, но требует тщательного планирования и поддержки со стороны образовательных учреждений и работодателей.
Таким ребятам нужна помощь в выборе профессии и помощь наставника, мастера, заключает Оксана Гончарова.
— Не случайно сейчас у нас много делается для развития института наставничества. Как показывает практика, очень часто те ребята, которые начали заниматься делом, нашли занятие по душе, продолжают учебу, чтобы продвигаться внутри своей профессии. Освоение рабочей специальности даст таким подросткам импульс учиться, — подчеркивает эксперт.