Психолог рассказал о последствиях синдрома занятого родителя
Синдром занятого родителя — это явление, при котором ребенок постоянно сталкивается с ощущением, что у родителя на него нет времени. Об особенностях и причинах такой ситуации 1 октября «Известиям» рассказал бизнес-психолог, консультант по бизнес-архитектуре и организационному развитию ООО «Вместе.ПРО» Данил Бережной.
За формулировкой «нет времени» могут стоять разные обстоятельства: напряженный рабочий график, домашние хлопоты, забота о других членах семьи, встречи с друзьями или курсы повышения квалификации. Основной посыл синдрома можно выразить фразой «мне не до тебя», указал специалист.
«К наиболее распространенным причинам эмоциональной недоступности родителей относятся идеализация родительской роли, бессознательное повторение модели поведения собственных родителей, а также напряженные отношения со вторым родителем. Разумеется, возможны и другие причины. В каждой ситуации есть свои особенности», — рассказал Бережной.
Найти конкретный источник проблемы можно, задав себе несколько вопросов, таких как: «Какое место в моей жизни занимает ребенок?», «Является ли общение с ним настоящей ценностью?», «Что мешает выстроить с ним доверительные отношения и искренний диалог?»
«Особенно стоит отметить, что дети могут долго не сдаваться и продолжать попытки наладить контакт — через капризы, истерики, плохое поведение, снижение успеваемости, конфликты со сверстниками. Это отчаянные попытки сказать: «Посмотри на меня! Поговори со мной! Мне плохо!», а не проявления плохого характера», — добавил психолог.
Бережной подчеркнул, что, если реакция родителя остается поверхностной, безучастной или раздраженной, ребенок постепенно учится молчать о своих переживаниях. Он приходит к пониманию, что его попытки бесполезны и приносят лишь эмоциональную боль, разочарование и обиду. Чтобы защититься от этих негативных чувств, он перестает обращаться к родителям за помощью.
При синдроме занятого родителя ребенок рано или поздно делает внутренний выбор: «Больше не буду просить». Так общение переходит в формат «правильных», но поверхностных разговоров, а свои истинные чувства ребенок уже не открывает. В поисках помощи и понимания он уходит в книги, мультфильмы, видеоигры, социальные сети — в любые формы альтернативной реальности, где можно почувствовать себя значимым, удовлетворить потребность в контакте и решить свои проблемы: школьные трудности, ссоры с друзьями, внутреннюю неуверенность.
«Такой контакт может быть виртуальным (через идентификацию с главным героем книги) или реальным (с партнером по онлайн-игре). Если ребенку не удается пробить стену отчуждения словами, чувствами или поступками, он учится справляться в одиночку, даже если это разрушительно для его психики, или ищет друзей по несчастью», — сказал эксперт.
При этом со временем такая модель поведения закрепляется у ребенка. Как напомнил Бережной, повзрослев, такие люди нередко становятся холостяками, трудоголиками, перфекционистами и избегают глубоких, близких отношений. Они могут искать одобрения и поддержки не в семье, а у наставников, коллег или даже у случайных людей. Подобная стратегия часто приводит к внутренней пустоте, ощущению безысходности и может обернуться развитием различного рода зависимостей.
«Если вы хотите убрать этот синдром, важно начать с себя — с принятия решения о том, что у ребенка есть место в вашей системе приоритетов, а общение — это нить, которая связывает вас друг с другом. Только после этих решений можно договориться с ребенком о том, как вы строите ваши отношения и коммуникацию», — посоветовал психолог.
27 сентября практикующий психолог, кандидат психологических наук, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО» Олеся Бережная рассказала «Известиям», что прогул школьных занятий — это всегда сигнал о внутренних проблемах ребенка, а не просто каприз. Родители часто воспринимают такие поступки как вызов или непослушание, что ведет к наказаниям и конфронтации. Однако подобный подход игнорирует истинную причину происходящего. По словам Бережной, чтобы понять истинные причины прогула, важно начинать разговор с ребенком не с обвинений, а с позиции союзника. Ребенок должен чувствовать поддержку и понимание, а не страх перед наказанием.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ