Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Основатель Oracle Ларри Эллисон потерял почти $25 млрд за день
Культура
Цискаридзе указал на большой вклад РФ в развитие объектов культуры
Мир
Лукашенко встретился с американской делегацией во главе со спецпосланником США
Происшествия
В Белгороде сообщили о падении боеприпаса на территории соцобъекта
Мир
В Совфеде раскритиковали идею Зеленского о референдуме по территориям
Мир
Захарова указала на глубокий кризис в отношениях между Россией и Италией
Мир
В Китае мужчина чуть не погиб после нескольких дней сна на кровати умершей матери
Мир
Исследователи рассказали о массовой гибели морских ежей по всему миру
Мир
Новак назвал изъятие активов ЦБ РФ Евросоюзом неприемлемым
Мир
Посла России в Берлине Нечаева вызвали в МИД ФРГ
Общество
Юмориста Леонида Французова похоронили в Подмосковье
Мир
Новак отметил большие перспективы в наращивании товарооборота РФ и Туркмении
Мир
Британская писательница Джоанна Троллоп умерла в возрасте 82 лет
Общество
Суд взыскал с бывшего главы Нижнего Новгорода еще 1,4 млрд рублей
Мир
Партия Зеленского проведет съезд для переизбрания руководителя
Общество
В Петербурге суд впервые прекратил квартирный спор по «схеме Долиной»
Мир
Эрдоган заявил Путину о готовности Турции принять переговоры по Украине
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Помощь в уходе за тяжелобольными, паллиативными или даже ранеными пациентами — дело незаметное и тихое, но крайне важное для близких человека, лишенного возможности самостоятельно заботиться о себе. Особенно учитывая, что этот процесс включает в себя множество нюансов и требует специальной подготовки. Кто и как ухаживает за теми, кто уже не может обойтись без помощи, — в материале «Известий».

От гигиенической помощи до стирки

В России семьи, ухаживающие за тяжелобольными, могут рассчитывать на государственную поддержку, включая помощь в передвижении, личной гигиене и стирке. Одинокие люди без родственников получают уход на дому, психологическую поддержку и организацию досуга через соцработников и специализированные учреждения.

В Республике Бурятия, например, система долговременного ухода (СДУ) активно развивается и реализуется через межведомственное взаимодействие социальных и медицинских учреждений.

— Она представляет собой комплексную программу поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. Цель — обеспечить возможность жить в привычных условиях и поддержать семьи, осуществляющие уход, — отметила эксперт.

инвалидная коляска
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Таким образом функционирует и центр социальной поддержки «Аэлита». Команда из 128 социальных работников, сиделок и юристов предоставляет услуги по доставке продуктов и лекарств, а также решает бытовые задачи, такие как уборка и стирка, по всей республике, включая удаленные районы.

При этом руководитель некоммерческой организации «Аэлита» Арюна Мылзенова в разговоре с «Известиями» отметила, что доступность помощи выше в крупных городах. Во многом это связано с возможностями для специального обучения в области ухода за тяжелобольными — основные медицинские и образовательные учреждения сосредоточены именно в мегаполисах.

— В малых городах и сельской местности наблюдается дефицит квалифицированных специалистов и ограниченный доступ к обучению. Для устранения этого разрыва необходимо развивать дистанционные образовательные программы, создавать мобильные выездные службы и стимулировать привлечение специалистов в удаленные регионы через различные формы поддержки и мотивации, — рассказала Мылзенова.

Где помощь — там и надежда

Больница Святителя Алексия — многопрофильное лечебное учреждение Русской православной церкви на 302 места, предоставляющее медицинскую помощь людям всех вероисповеданий. Филиалы в Ивановской, Московской и Ярославской областях занимаются паллиативной помощью. С апреля 2022 года учебный центр больницы подготовил 1537 добровольцев по уходу, которые помогают в госпиталях Москвы и Московской области, а также в Донбассе.

тяжелобольная женщина
Фото: Global Look Press

Преподаватель учебного центра больницы Святителя Алексия на курсах по уходу за ранеными и доброволец Наталья Аникина рассказала, что обучение сестры по уходу включает не только профессиональные навыки, но и умение относиться к раненым с уважением, состраданием и поддержкой.

— На курсах учебного центра больницы Святителя Алексия учат базовым принципам ухода за ранеными, правилам безопасного перемещения: как ухаживать за пациентом, как его повернуть или переместить так, чтобы не навредить ни пациенту, ни себе и своей спине; правилам инфекционной безопасности для того, чтобы обезопасить себя и пациентов, техникам и приемам по уходу, — поделилась эксперт.

Гигиена, смена белья, мытье, стрижка, бритье, кормление помогают раненому чувствовать, что о нем заботятся, и знать, что он не один, не забыт, не брошен.

— Приходя в госпиталь, мы стараемся сделать это наиболее комфортным и подходящим образом. Например, в зависимости от того, способен ли боец передвигаться или сидеть, мы выбираем разные способы мытья. Если человек в тяжелом состоянии, то сестры по уходу моют его прямо в кровати. Важно не просто выполнить процедуру, а не задеть чувство достоинства пациента. Если человек обездвижен, без сознания или с тяжелым ранением, он остается личностью, которая заслуживает уважения, — рассказала Аникина.

палата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

После ранения и после всего пережитого люди находятся в психологически тяжелом состоянии. Задача ухаживающего — понять, как лучшим образом человека всесторонне поддержать.

— Только представьте: здоровый мужчина жил активной жизнью, и вдруг у него, например, нет руки, а ему нужно позвонить, одеться, помыть посуду, что раньше казалось элементарным. Когда нужно время на адаптацию, на обучение своего тела выполнять эти функции при том же отсутствии руки, люди теряются, злятся, впадают в бессилие или депрессию, — подчеркнула Наталья Аникина.

протезирование
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Эксперт подчеркнула, что важно не стремиться делать всё за человека. Например, если у пациента ампутирована рука и еще нет протеза, нужно научить его обходиться с помощью одной руки или использовать специальные приспособления. Главное — поддерживать его стремление быть самостоятельным. Здесь может сильно помочь продуманный план действий: если человек ставит перед собой маленькие, но достижимые цели, это увеличивает его уверенность в себе.

— Бывает, что близкие говорят таким людям, что полностью понимают, однако если у вас две ноги, то вы вряд ли до конца сможете понять человека, который лишился обеих ног. Важно относиться с терпением и сочувствием, вместе искать и находить решение. Важно, чтобы он понимал, что это не конец жизни, что жизнь продолжается, хотя и надо многому заново учиться. Здесь поддержка семьи и близких людей имеет огромное значение, — рассказала Аникина.

Не навредить близкому и не потерять себя

С необходимостью ухаживать за близким человеком, который тяжело болен, сталкивается каждый третий россиянин, рассказала главный врач «Медскан|Golden Care» Анастасия Гольцман. При этом уход за близким человеком, который тяжело заболел, — непростая задача, требующая постоянной вовлеченности. Каждому четвертому из тех, кто вовлечен в заботу, находить время на себя и восполнение собственного ресурса удается не всегда. Часто приходится отказываться от работы, хобби, своих интересов.

— Среди самых распространенных чувств, которые испытывают близкие, — отчаяние, чувство вины, а еще злость, агрессия, повышение тревожности и постоянная усталость. В паллиативной помощи ухаживающих родственников называют «вторичными пациентами»: из-за свалившегося на них груза забот они сами рискуют собственным здоровьем, — поделилась Гольцман.

реабилитация
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Она отметила, что ключ к сохранению собственных сил — делегирование забот. В том числе можно хотя бы частично разгрузить себя, обратившись к другим родственникам, друзьям, социальным службам, благотворительным фондам с просьбой помочь в организации ухода. Важно вовремя признать, что без делегирования и отвлечения долго оставаться в строю не получится.

— Не надо забывать и о рутине человека, вовлеченного в уход: чистка зубов, расчесывание волос, принятие душа, упорядоченное питание, налаженный сон дают ощущение опоры и помогают оставаться в ресурсе, — подчеркнула эксперт.

При этом чрезмерная забота может мешать и пациенту и тому, кто ухаживает, — она будет истощать ресурс, ничего не давая взамен. Так случается, когда ухаживающие родственники считают своей миссией вылечить своего близкого или добиться существенного улучшения. Часто попытка вылечить любой ценой оказывается следствием отсутствия налаженного контакта с лечащим врачом и непринятия серьезного диагноза.

инвалид
Фото: Global Look Press/Robert Kneschke

— Их усилия, к сожалению, не всегда дают свои плоды: в некоторых случаях терапевтические возможности оказываются исчерпаны, а дополнительное лечение только вредит. Близким важно адекватно оценивать состояние их родственника, понимать, какое лечение еще возможно, а какое только ухудшит качество жизни, — объяснила эксперт.

Принять диагноз и саму ситуацию, адаптироваться к болезни и дать пациенту бережную заботу, сохранив себя, может помочь грамотная психологическая поддержка, подчеркнула Анастасия Гольцман.

Читайте также
Прямой эфир