День памяти преподобного Пимена Великого: сильная молитва 9 сентября
Ежегодно 9 сентября православные христиане отмечают День памяти преподобного Пимена Великого. Его строгий аскетизм, мудрые поучения и наставления ученикам стали основой традиции, повлиявшей на всё византийское и славянское монашество. О чем просить святого — в материале «Известий».
Кто такой Пимен Великий: биография святого
Преподобный Пимен Великий — один из признанных подвижников ранней христианской пустынной традиции, живший, по общепринятым источникам, на рубеже IV—V веков. Родился примерно в 340-х годах в Египте и в юности ушел в монастырскую жизнь вместе с двумя братьями — Аввой Анувием (в ряде источников — Анувием) и Паисием — он поселился в одном из скитских монастырей и стал образцом строгости и аскетического подвига.
В условиях постоянной молитвы, воздержания и тяжелого труда братья выработали четкую монашескую практику: днем — посильный труд и чтение, ночью — время для молитвы и сна.
В позднейших жизнеописаниях подчеркивается, что Пимен достиг выдающегося бесстрастия и был наставником многих монахов. Его поучения и краткие изречения переписывались учениками и служили руководством для последующих поколений пустынников.
События жизни Пимена включают и драматические эпизоды: в 407 году, по свидетельствам житий, набеги берберов вынудили общину покинуть прежние кельи и обосноваться в руинах языческого храма в Теренуфисе
Именно в этих условиях усиливалась дисциплина и внутренняя закрытость подвижников, которые порой не пускали даже родных к себе в кельи, полагая, что отречение от мирских привязанностей служит спасению души.
Пимен почитается не только как подвижник, но и как духовный наставник: его ответы на вопросы братьев и мирян записывались и передавались, что закрепило за ним репутацию «великого» — титула, отражающего глубину духовного опыта, а не только возраст или сан.
В богословском и историческом контексте значение Пимена заключается в том, что он представляет тип «отцов-подвижников» египетского монашества, чья практика и учение легли в основу византийской и славянской монашеской традиции.
Его поведение и поучения способствовали формированию идеала монаха-молчальника и наставника, внятие советам которого считалось прямым путем к духовному совершенству. Источники отмечают также случаи исцелений и духовных прозрений, приписываемых ему. После кончины (около 450 года, согласно традиции) Пимен стал почитаться святым и в дальнейшем — широко прославлен в церковных календарях.
О чем молиться Пимену Великому
В церковной и народной практике преподобный Пимен выступает как заступник тех, кто стремится к внутреннему самопреображению: верующие традиционно обращаются к нему с просьбами о смирении, обуздании страстей, преодолении гордости и душевных распрей.
В текстах молитв и житий Пимен именуется «образом монахов», «исцелений подателем», «пустыни жителем», «страстей искоренителем», что определяет спектр прошений: духовные силы для покаяния, мудрость и духовное рассуждение, помощь в семейных или общинных конфликтах, утешение в скорби и усиление смиренномудрия.
Молитвенные тексты, приписываемые или составленные в честь святого, просят у него как наставничества в подвижничестве, так и помощи в исцелениях и душевной твердости.
Практические просьбы россиян и приходских общин в наши дни часто связаны с бытовой сферой: помолиться о примирении в семье, просить помощи в преодолении страстей и вредных наклонностей, благословения на смиренное служение и терпение в испытаниях.
Сильная молитва Пимену Великому:
«О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
День памяти Пимена Великого: народные традиции
Церковная память о преподобном Пимене Великом совершается 9 сентября по новому стилю (27 августа — по старому), и этот день включен в церковные календари Русской православной церкви и других поместных церквей.
В приходах совершаются утренние и вечерние богослужения, читаются тропарь и кондак святому, назначаются молебны о мирянах и о духовном прозрении; в монастырях, где чтят память древних подвижников, в этот день нередко вспоминают и других скитских старцев, сопутствующих историческому контексту жизни Пимена.
Народная культура связала день Пимена с отдельными обрядами, главным образом аграрно-народного характера. В деревенской традиции 9 сентября считался днем рябины — сбор ягод, приготовление варенья и запасов, а также проведение ритуалов на удачу и защиту дома.
Часто на этот день приходилось чтение особых примет: хорошая рябина предвещала скорое похолодание и благоприятный запас ягод на зиму; в ряде мест ягоды оставляли птицам как знак благодарности и заботы.
Современные публикации о народных обычаях подчеркивают, что эти практики ближе к бытовой культуре и нередко дополняются походными или семейными традициями: посещением церкви, поминовением усопших и организацией совместных застолий после службы.
Что нельзя делать 9 сентября
Существует ряд народных запретов и примет, связанных с Днем Пимена. Наиболее распространенные запреты, зафиксированные в этнографических и популярных источниках, включают: не давать деньги в долг, не совершать крупных покупок и не начинать важные дела, не свататься и не затевать брачных действий в этот день, не рвать и не ломать ветви рябины (она считалась священной в локальных обычаях, не поднимать на перекрестке найденные вещи, не стоять долго на пороге.
Во многих публикациях эти запреты интерпретируются как набор предосторожностей, направленных на поддержание порядка и осторожности в хозяйственных и социальных делах на рубеже осени.
С церковной точки зрения прямых «канонических» запретов, связанных исключительно с почитанием Пимена, не существует: рекомендации по поведению в праздничный день больше касаются участия в богослужении, молитве и посте в соответствие с приходскими обычаями.