Авиаконструктор Юрий Ивашечкин. Биография
Юрий Ивашечкин родился 6 декабря 1933 года в Новосибирске. Всё детство и юность он провел в поселках золотоискателей на Алтае. После окончания школы в 1951 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ). От выпускника МАИ до известного советского и российского авиаконструктора он проделал долгий путь.
Свою профессиональную деятельность легендарный авиаконструктор начал в 1957 году в Научно-исследовательском экспериментальном институте парашютно-десантного снаряжения (НИЭИ ПДС, ныне Научно-исследовательский институт парашютостроения). Это единственный в России головной разработчик парашютных систем, где не только создают парашюты всех видов, но и проводят их летные испытания. Работая там, Ивашечкин создал парашют для сверхзвукового бомбардировщика Т-4.
В начале 1960-х Ивашечкин устроился в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) имени П.О. Сухого. Именно здесь он начал работу по штурмовику Су-25 («Грач»), предназначенногму для поддержки сухопутных войск и уничтожения объектов с заданными координатами. Под руководством специалиста были осуществлены все основные этапы — от разработки концепции до постройки опытных экземпляров. В дальнейшем Ивашечкин лично участвовал в испытаниях штурмовика в условиях боевых действий в Афганистане.
Самолет был разработан в 1970-х годах и выпускался вплоть до распада СССР. В России его производство в новейших модификациях было возобновлено в 2009 году. В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) России и других стран — Украины, Белоруссии, Грузии, Чехии, Словакии, Анголы, КНДР и Ирака.
С 1980 по 1985 год создатель Су-25 занимал должность главного конструктора, участвуя также в разработке истребителей-перехватчиков Су-9, Су-15 и разведывательного бомбардировщика-ракетоносца Т-4. С 1985 года перешел на работу в ОКБ имени А.И. Микояна, а с начала 2000-х начал работать в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в качестве главного конструктора Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — первого пассажирского самолета, созданного в России после распада СССР и полностью спроектированного на основе цифровых технологий.
Воздушное судно совершило свой первый полет в мае 2008 года. Год спустя аппарат был представлен на международной авиавыставке в Ле-Бурже (Франция). С 2011 года самолеты начали поступать в российские авиакомпании. Сегодня они есть, в частности, в авиапарке «Аэрофлота» и «Газпром авиа».
За успехи в разработке отечественной авиатехники Ивашечкин был удостоен Государственной премии СССР, орденов Трудового Красного Знамени и «Знака Почета».
В конце 2024 года Юрий Ивашечкин отметил свой 90-летний юбилей. Менее чем через год его не стало. О смерти авиаконструктора 3 сентября 2025 года сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»). В организации выразили соболезнования родным и близким, отметив его личные и профессиональные заслуги.
Причины смерти не уточняются. О личной жизни Юрия Ивашечкина также ничего не известно. В открытых источниках нет информации о его жене и детях.