Здания — сила: к новому учебному году после капремонта откроют 670 школ
К 1 сентября 2025 года в российских регионах после капитального ремонта возобновят работу 670 школ, сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. К учебе приступят около 18 млн школьников, в том числе около 1,5 млн первоклассников. Примут детей также 46 новых школ, а до 2030 года планируется открыть еще 150. Как реализуются программы по строительству и капремонту учебных заведений и создаются максимально комфортные условия для детей — в материале «Известий».
Готовность школ к новому учебному году
1 сентября по всей стране в школы пойдут почти 18 млн учеников — среди них примерно 1,5 млн первоклассников, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов накануне начала нового учебного года.
— В региональные системы образования возвращаются здания после капитального ремонта. К 1 сентября 2025 года планируем открыть 670 обновленных школ, 41 детский сад и 22 колледжа, — сказал он.
До конца года планируется отремонтировать еще 580 школьных зданий. По словам главы Минпросвещения, с начала реализации федеральной программы капитального ремонта в 2022 году обновили уже более 5 тыс. школьных зданий.
— 1 сентября мы переступим планку в 5,6 тыс., — добавил он.
Кроме того, в этом году в России введено в эксплуатацию 46 новых школ, строительство которых было перенесено с 2024 года, добавил Сергей Кравцов. По его словам, до 2030 года планируется открыть еще 150 новых школ. Уже в этом году началось строительство 64 из них — они будут введены в эксплуатацию в 2027 году.
Капитальный ремонт школ осуществляется в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования», запланированной на период с 2022 по 2026 год, следует из данных Минпросвещения. В рамках программы капитальный ремонт должны провести в 7,3 тыс. зданиях. По поручению президента ее действие продлили до 2030 года.
Ежегодно фиксируются жалобы родителей школьников и учителей на то, что образовательные учреждения не отремонтировали в срок, рассказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.
— В некоторых регионах такие случаи бывают каждый год, но в общем числе школ их немного, — отметила она.
Существует ряд типичных причин, по которым не соблюдаются установленные для проведения ремонта сроки, подчеркнула она. По ее словам, бывают ситуации, когда выигравший конкурс подрядчик берет предоплату, начинает работу и уходит с объекта.
— В этом случае начинается долгая юридическая процедура взыскания средств, принуждения выполнить обязательства или проведение нового конкурса, — пояснила она.
Кроме того, бывают случаи, когда подрядчик просто не справляется с объемом работы в установленный срок. По словам Ольги Поздняковой, существуют также ситуации, когда ремонт выполняется некачественно и его приходится переделывать.
— Здесь важен контроль со стороны властей с первых дней ремонта, а также активная работа по информированию родительского сообщества и педагогов, — подчеркнула эксперт.
Как прошла подготовка к 1 сентября в регионах
В Санкт-Петербурге к новому учебному году откроются 30 новых школ и 26 детских садов, об этом заявил в конце августа губернатор Александр Беглов на рабочем совещании с членами городского правительства.
— Как и в предыдущие годы, они возведены по «петербургскому» стандарту — с мощным спортивным ядром, лабораториями, просторными классами, медиатеками, бассейнами, творческими площадками, — отметил он.
По словам губернатора, к учебному году подготовлены 1,9 тыс. образовательных учреждений — в целом 1 сентября в них придет около 1 млн человек. Среди них 619 тыс. школьников — это на 25 тыс. больше, чем в прошлом году.
«Готовность всех учреждений образования к новому учебному году составляет 100%. Все объекты обеспечены тревожными кнопками, охраной и оснащены системами безопасности», — говорится в сообщении на сайте администрации города.
Капитальный ремонт проведен в 104 школах Северной столицы, а также 69 детских садах и 18 колледжах —- в 2025 году на эти цели из городского бюджета выделено 6,9 млрд рублей. К новому учебному году более 140 школ и сто детских садов оснастят «современными средствами обучения и воспитания для реализации программ раннего естественно-научного образования», добавили в администрации.
Кроме того, в администрации региона отметили, что в школах появится оборудование для преподавания предметов «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд».
Подготовка к новому учебному году завершена и в Москве. Так, в городе в образовательные учреждения придут более 1,6 млн человек, отметил мэр города Сергей Собянин в своем Telegram-канале. Кроме того, в Москве откроют 34 новые школы и детских сада.
«Завершена полная реконструкция 51 здания по программе «Моя школа», где будут учиться 35 тыс. ребят. Пространства стали современными, светлыми и удобными, с лабораториями, медиатеками и зонами для творчества», — добавил градоначальник.
По его словам, к новому учебному году в столице провели ремонт в 1,2 тыс. детских садов и школ.
Кроме того, было благоустроено более 60 территорий образовательных учреждений, сообщили на официальном портале мэра Москвы. Там оборудовали места для отдыха, поставили различную уличную мебель и фонари.
«Главной задачей было создать комфортные и безопасные пространства для учащихся в соответствии с современными требованиями, ведь дети проводят довольно много времени на территориях школ и детских садов», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Как влияет на детей обстановка в школе
Образовательная среда — один из важных факторов, влияющих на процесс обучения, отметил на заседании Всероссийского форума работников образовательных организаций сельских населенных пунктов «Вдохновение от наставников: земская школа» замдиректора Института развития, здоровья и адаптации ребенка Владимир Кабанов.
— Понятие «образовательная среда» подразумевает всё, что в целом влияет на развитие ребенка в школе, — пространство, ритм дня, атмосфера общения, организация игры и труда, температура, уровень шума и света в помещении, — пояснил эксперт. — По данным ВОЗ, до 90% факторов, влияющих на здоровье ребенка, находятся вне системы здравоохранения. Они связаны с образом жизни, питанием, физической активностью и условиями обучения.
По его словам, даже простые изменения в организации пространства могут значительно повлиять на способность детей концентрироваться, переключать свое внимание и запоминать материал.
— В 2023 году мы проводили серию замеров у детей пяти-семи лет, и у 63% из них наблюдалась повышенная утомляемость ближе к середине дня. В 90% случаев это совпало с перегруженной и однотипной средой, когда в школе стояли только парты, отсутствовали помещения для отдыха и сенсорные объекты, — рассказал эксперт.
Для создания комфортных и эффективных условий обучения необходимо соблюдать несколько базовых принципов, отметил Владимир Кабанов. Среди них, например, зонирование пространства, доступность движения, соблюдение норм по яркости освещения, уровню шума, количеству воздуха.
— Слишком яркий свет или духота в классе — не мелочи, а факторы, влияющие на когнитивную эффективность (способность к обучению за счет использования умственных ресурсов). Простые меры, например установка шумопоглощающего покрытия, регулярное проветривание помещения, находятся в зоне реального действия школы, — подчеркнул он.
Если школа ухоженная и опрятная, ребенка это организовывает, он получает эстетическое удовольствие, рассказала «Известиям» психолог Наталья Наумова.
— В целом, когда человек находится в красивом месте, он чувствует себя благополучно и может настроиться на учебный лад, — добавила эксперт. — А когда человек находится в грязной, неопрятной обстановке, он чувствует себя дискомфортно.
Ребенок более собран и внимателен, когда обстановка в классе эргономичная и всё грамотно и удобно спланировано, добавила она. При этом внешний вид здания и класса — это всего лишь один из факторов, который влияет на заинтересованность детей в учебном процессе.
Кроме того, когда ученик после закрытия школы на капитальный ремонт переходит в другое образовательное учреждение, ему нужно время на адаптацию.
— Здесь очень важно чуткое отношение родителей к школьнику, чтобы у него была возможность дома рассказать о своих переживаниях, разделить их со взрослыми, получить поддержку. Важно, чтобы и педагоги давали детям возможность осмотреться в новой школе, — посоветовала Наталья Наумова.
После того как ученики вернутся в обновленную школу, у них также может уйти время на то, чтобы справиться с эмоциями.
— Но, когда ребенок возвращается в новую, отремонтированную школу, адаптация происходит быстро, обычно в течение пары дней, — пояснила эксперт.
При этом, по ее словам, первое время ученик будет осматриваться, проявлять интерес, любопытство. Важно при этом не одергивать ребенка, особенно если речь идет о младших школьниках, подчеркнула эксперт.