Учебный код: россияне скупают гаджеты к 1 сентября
Спрос на электронику в преддверии 1 сентября взлетел почти втрое. Россияне активно покупают бюджетные ноутбуки и принтеры, а также планшеты — их продажи выросли в 1,5 раза. Это объясняется скидками на маркетплейсах, ростом популярности онлайн-образовательных курсов и выходом из строя дешевой китайской техники, купленной во время пандемии и санкций, отмечают эксперты.
Какую технику россияне скупают к началу учебного года
Подготовка к учебному году вышла на финишную прямую — маркетплейсы и ритейлеры фиксируют ажиотажный рост спроса на гаджеты, которые традиционно покупают школьникам и студентам к 1 сентября.
Больше всего на Wildberries в августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли продажи ноутбуков стоимостью до 25 тыс. рублей — на 150% в натуральном выражении, сообщили в пресс-службе компании. Многофункциональные устройства (МФУ), необходимые для печати рефератов, приобретались чаще на 170%, планшеты, стоимостью до 15 тыс. рублей — на 58%. Растет также спрос на компьютерные столы и кресла, добавили в Wildberries.
— Мы связываем это с увеличением количества продавцов техники, а значит, и существенным расширением ассортимента товаров, — отметили в пресс-службе маркетплейса.
В МТС тоже фиксируют рост продаж планшетов в ценовой категории 15–30 тыс. рублей — на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а более дорогих моделей — на 67%.
— В сегменте ноутбуков мы отмечаем смещение интереса покупателей в сторону более дорогих устройств. Продажи моделей дороже 60 тыс. рублей увеличились на 58% по сравнению с августом прошлого года, — добавил представитель оператора.
За последние четыре недели по сравнению предыдущими «М.Видео-Эльдорадо» отмечает рост спроса на ноутбуки на 35% в штучном выражении и в 24% в денежном, сообщили в компании. Повышенная популярность гаджетов связана с традиционным ажиотажем перед началом учебного года, а также с предложением интересных промоактивностей, отметили там.
— В этом году мы наблюдаем раннее начало сезона Back to School. Потребители раньше, чем обычно, начали покупать товары для школы, придя в магазины и онлайн еще в июле, до старта официальной рекламной кампании, — рассказала представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина. — Мы ждем пика продаж, как обычно, в последнюю неделю августа. Рост продаж мы связываем с увеличением трафика в торговых центрах в связи с началом сезона.
Если сравнивать 2025 и 2024 годы, то в зависимости от группы товаров продажи в этот период увеличились в штуках от 10% до 52%, сообщила она «Известиям». По ее словам, наибольший рост наблюдается в продажах MacBook 13 в сегменте от 100 до 150 тыс. рублей. Среди самых покупаемых аксессуаров — портативные зарядные устройства, аккумуляторы, кабели.
В ряде регионов темпы роста оказались заметно выше общероссийских, заметили в «Авито». В Екатеринбурге продажи новых ноутбуков увеличились на 71%, планшетов — на 63%. В Нижнем Новгороде спрос на ноутбуки вырос на 61%, на планшеты — на 12%. В Москве также зафиксирован рост продажи ноутбуков на 20%, планшетов — на 32%, отметили в компании.
Интересно, что к 1 сентября подскочили продажи не только гаджетов, необходимых для учебы. Россияне активно приобретают малую бытовую технику и аксессуары для дома, отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». Там говорят о росте спроса на аэрогрили, соковыжималки, кухонные принадлежности и тому подобное. Эти данные демонстрируют, что покупатели готовятся к учебному сезону комплексно: не только обновляют технику для работы и учебы, но и оснащают дом удобными устройствами для готовки и бытовых задач, считают в пресс-службе объединенного ритейлера.
Кто снижает цены
Впечатляющие цифры можно объяснить разгаром сезона Back to School (июль–август), который традиционно характеризуется подъемом продаж электроники такого рода, согласны в «Марвел-Дистрибуции». Спрос растет на гаджеты, которые активно используют школьники. В первую очередь это бюджетные планшеты и ноутбуки, чуть менее популярны принтеры и МФУ, поскольку это довольно дорогая техника, которая используется не так часто, как те же персональные устройства, отмечают в компании. Отдельно стоит выделить носимую электронику, например, детские часы-локаторы, помогающие отслеживать местоположение ребенка.
В то же время участники рынка отмечают, что сейчас сезонные показатели роста перед началом учебного года очень высоки. Как правило, в бюджетном ценовом сегменте прирост продаж в сезон Back to School составляет от 10% до 20% в зависимости от товарной категории, указывают в «Марвел-Дистрибуции».
О том, что для сезонности темпы роста слишком велики, говорит и гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Показательно, что речь идет в первую очередь о бюджетных гаджетах, отмечает он.
— Такая техника мало кому известных брендов покупалась для учебы, в том числе дистанционной, во время пандемии и в санкционные 2022–2023 годы. Сейчас как раз истекает срок жизни таких устройств: дешевая электроника зачастую имеет проблемы с надежностью, кроме того, часто в детских руках она остается целой недолго. Опять-таки гаджеты, особенно дешевые, быстро морально устаревают, им требуется замена на что-то новое и современное, — отмечает эксперт.
Упомянул он и о росте технологичности и интерактива в образовании: сейчас учащимся предлагается всё больше цифровых курсов, всё больше возможностей для дистанционного обучения.
В МТС высокие темпы роста также связывают с увеличением числа занятий в онлайн-формате.
В свою очередь, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объясняет рост распродажами на маркетплейсах: они «убивают» цены. Зачастую даже субсидируются, утверждает эксперт. Онлайн-площадки стали для покупателей основным каналом закупок недорогой продукции, это заставляет традиционную розницу также привлекать клиентов, в том числе с помощью разного рода акций, заключил он.