Эксперт рассказала о способах определения рентабельности товара продавцам
Высокие продажи на маркетплейсах не всегда ведут к финансовому успеху, считает финансовый директор, эксперт по управленческому учету и наставник Наталья Самусенко. В комментарии «Известиям» 26 июля она рассказала, что нужно учитывать при оценке эффективности товара, чтобы получать прибыль.
Эксперт подчеркнула, что предприниматели часто делают ставку на выручку или ориентируются на показатели юнит-экономики, не видя при этом реальной рентабельности своих товаров. Такая стратегия может привести к убыткам даже при стабильном росте продаж.
«Чтобы оценить эффективность бизнеса, требуется регулярный финансовый анализ на уровне каждой товарной позиции (SKU). Важно собирать данные о проданных товарах, учитывать комиссии маркетплейсов, затраты на логистику, хранение, эквайринг, а также штрафы, стоимость продвижения и себестоимость. Только на этой основе можно рассчитать маржинальную прибыль, тот минимум, который остается с каждой продажи до покрытия постоянных издержек», — рассказала Самусенко.
Эксперт добавила, что данные необходимо брать из финансовых отчетов маркетплейсов. Предприниматели пользуются ежедневно данными из личных кабинетов, но они не дают полной финансовой картины.
Решающим показателем в оценке перспективности товара эксперт назвала маржинальность. Это процент от выручки, остающийся после вычета всех затрат. Чем она выше, тем больше запас прочности у бизнеса. Если маржинальность товара падает ниже 20%, то это должно настораживать. Низкомаржинальные и убыточные товары могут долго оставаться незаметными — особенно при стабильных объемах продаж. Однако если продолжать их продавать, это неизбежно приведет к накоплению убытков. Визуально такие позиции «теряются» в общей выручке и не вызывают тревоги. Только анализ рентабельности по каждому SKU позволяет выявить слабые места и принять своевременные меры. Без этого управленческие решения будут опираться на усредненные показатели, которые маскируют реальные риски.
«Корректировка ассортимента и отказ от неэффективных промо позволили вернуть прибыль на прежний уровень всего за месяц, причем без потери оборота», — рассказала Самусенко.
Эксперт обратила внимание, что нет универсальных решений в работе с убыточными позициями. Однако исправить ситуацию способны пересмотр цены, отключение рекламы при органических продажах товара, чтобы избежать затрат на нее, снижение себестоимости. Если же ничего из перечисленного не помогает, нужно выводить товар из продаж, подытожила Самусенко.
«Известия» 18 апреля ознакомились с данными ERP «МойСклад», в которых говорится, что в 2024 году обороты малого и среднего бизнеса увеличились на 18% по сравнению с 2023-м. Однако за январь и февраль 2025 года по сравнению с январем и февралем 2024-го этот показатель вырос всего на 6%.
Все важные новости — на канале «Известий» в мессенджере МАХ