Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Мир
В МИД РФ рассказали об источниках финансирования ВПК ЕС
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
Посол РФ Барбин заявил о маниакальной настроенности Дании на конфронтацию
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Financial Times расшифровала язык участников ВЭФ в Давосе в 2026 году
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
В США из-за обильного снегопада произошло столкновение 100 автомобилей
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Мир
В посольстве РФ рассказали о судебных тяжбах Колумбии с компаниями США из-за Ми-17
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Дэвис назвал причины ненависти к России на Западе
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Общество
В «Справедливой России» предложили предоставить льготы учителям и врачам
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С момента введения санкций против России большая часть Евросоюза понесла значительные экономические потери. В особенности это касается государств, активно торговавших с РФ. Однако распределились по континенту они по-разному. Среди главных пострадавших — Финляндия, которая зафиксировала два года спада ВВП подряд и никакого серьезного восстановления на горизонте не видно. Неудивительно: страна была одной из наиболее последовательных сторонников разрыва экономических отношений с Россией. Впрочем, беды финской экономики начались задолго до 2022 года, и украинский кризис их только усугубил. Как Финляндия превратилась в «больного человека Европы» — в материале «Известий».

Пессимисты и не гадали

В качестве примера кризисной экономики, которая не смогла преодолеть последствия разрыва связей с Россией, чаще всего в пример приводят Германию, где ВВП на протяжении двух лет сокращался на 0,1%. Между тем Финляндия в этом плане куда более тяжелый случай. Когда СВО только началась, а Хельсинки уже изъявил желание активно участвовать в санкциях и эмбарго против России, Банк Финляндии прогнозировал, что при худшем сценарии развития событий рост в национальной экономики затормозится до 0,5% в течение двух лет. Реальность оказалась намного хуже мрачных прогнозов. В 2023 году ВВП упал на 1,2%, а в 2024-м — на 0,2%. По итогам прошлого года Финляндия оказалась худшей страной в еврозоне по темпам роста, за исключением соседней Эстонии.

Хельсинки
Фото: Global Look Press/Pius Koller

Таким образом, ВВП страны так и не восстановился к допандемийному уровню. И восстановления после кризиса на горизонте не видно. ЦБ страны уже скорректировал прогноз роста на этот год до 0,8% — весьма вяло для подъема после довольно глубокой рецессии. Еще хуже ситуация выглядит, если посмотреть на дополнительные показатели. Безработица в стране находится на уровне 8,3%, что значительно больше, чем в любой другой стране Северной Европы и сближает Финляндию с государствами на другом конце континента вроде Испании или Греции, для которых хроническая высокая безработица является нормой. Если прогнозы экономистов на этот год сбудутся, то показатель вырастет до 8,7%, что станет уже худшим показателем вообще во всей еврозоне.

евро
Фото: Global Look Press/IMAGO/Ulrich Wagner

В качестве причин проблем Германии часто называлась фискальная скупость. Берлин действительно «помешан» на сбалансированном бюджете, что может ограничивать экономический рост. Но в Финляндии ничего подобного нет и близко. Профицит бюджета в стране последний раз фиксировался в 2007 году. В 2024-м он составил 4%, что выше норматива, установленного для стран ЕС (3%). И в этом смысле тоже Финляндия всё больше начинает напоминать государства Южной, а не Северной Европы.

Лучшие ученики

Учитывая связанность с Россией, всему этому не стоит удивляться. В начале 1990-х годов на фоне распада СССР и экономического кризиса, который за этим последовал, Финляндия оказалась в глубокой рецессии. В 2020-е ситуация повторилась. На 2021 год Россия была ее пятым по значимости торговым партнером Финляндии, даже несмотря на то что отношения между Хельсинки и Москвой уже тогда были далеки от идеальных. Финляндия участвовала в принятых в 2014 году антироссийских санкциях, Россия же ввела контрсанкции, которые ограничили поставки некоторых финских продуктов питания. Всё это уже привело к сокращению объемов торговли между странами.

Контейнеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В 2022 же году произошли куда более радикальные события. Финский экспорт в Россию упал более чем на 70%. Хотя ограничения во многом произошли в рамках принятых против России санкций со стороны всего ЕС, не все государства выполняли их в достаточной степени рьяно. К примеру, ФРГ официально сократила экспорт в РФ примерно на 70% по сравнению с 2021 годом, однако параллельно во много раз подскочил немецкий экспорт в страны Центральной Азии и Закавказья, относящиеся к ЕАЭС , что фактически представляет собой обходной путь для санкционных товаров. Еще интереснее ситуация с Польшей, Латвией и Литвой, на словах имеющих самый жесткий антироссийский настрой во всем ЕС. В их случае экспорт через страны ЕАЭС почти полностью заместил выбывшее прямое российское направление, а в случае Латвии — даже превзошел его.

порт
Фото: Global Look Press/Gabriele Thielmann

Финляндия же подошла к вопросу со всей серьезностью: экспорт в Россию и страны Центральной Азии упал в целом почти на те же 70%. Как и соседи-скандинавы, финны оказались лучшими проводниками санкционного режима. Но если на Дании и Швеции, довольно мало торговавших с Россией, выполнение рестрикций сказалось разве что косвенно, то по Финляндии оно ударило напрямую. Не стоит забывать и многочисленные препоны, поставленные для российских туристов и просто граждан РФ, которые часто ездят или даже живут в этой стране. Их отсутствие сказалось в том числе и на рынке недвижимости, особенно в приграничных с Россией районах. Кстати, этот рынок вообще в Финляндии находится в состоянии свободного падения. К примеру, осенью 2024 года число построенных домов в стране составило 5 тыс., а это вдвое меньше, чем за тот же период 2023-го.

Так и не вернулись в 2007-й

Всё это довольно наглядно показывает глубину падения финской экономики в последние годы, однако ее нездоровье ощущается уже не первое десятилетие. По темпам экономического роста страна значительно уступает своим соседям в последние 15–20 лет. Частично это объясняется вялой демографией (в Финляндии меньше мигрантов, чем в соседней Швеции), но роста практически нет и по подушевому ВВП, что уже от численности населения не зависит. Ключевой показатель долгосрочного роста — производительность труда — сейчас на 3% ниже, чем в 2007 году. Хотя проблемы с ростом производительности — обыкновенное для Евросоюза явление, такой глубокий и длительный провал фиксируется только в Финляндии.

Айфон

Стив Джобс представляет iPhone, 2007 г.; Сан-Франциско, США

Фото: Global Look Press/Krista Kennell

Это совсем не случайно. 2007-й был переломным годом во многих отношениях. Он был не только последним перед глобальным финансовым кризисом, но и годом, когда Apple начала продажи первого iPhone. Что напрямую сказалось на финском «национальном чемпионе» — корпорации Nokia.

В 2000-х годах Nokia была крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов, занимая около 40% мирового рынка. На пике в 2007 году ее рыночная капитализация превышала $200 млрд, а прибыль составляла 4% ВВП Финляндии. Компания обеспечивала прямую занятость для 20 тыс. человек в Финляндии, а также для десятков тысяч в смежных отраслях (поставщики, IT-услуги, логистика). Всё изменилось после появления смартфонов. Nokia не смогла быстро перейти от кнопочных телефонов к смартфонам на Android, сделав ставку на Symbian, а затем на Windows Phone. Но партнерство с Microsoft провалилось. В конечном итоге финны продали свое мобильное подразделение американской компании.

Nokia обеспечивала около 20% финского экспорта в 2000-е годы. После кризиса компании ее доля упала почти до нуля, что сильно повредило торговому балансу страны. Без работы остались многие тысячи человек, причем весьма квалифицированных. Как в свое время заявил нынешний президент страны Александр Стубб, «[основатель Apple Стив] Джобс забрал наши рабочие места» («Jobs took our jobs»). Урон смежным отраслям привел к тому, что множество работников вынуждены были перейти на менее продвинутые производства или вообще в сферу услуг, что немедленно сказалось на общестрановой производительности труда.

Нокиа

Штаб-квартира Nokia в Финляндии

Фото: Global Look Press/IMAGO/Markku Ulander

При этом попытки возместить потерю Nokia за счет других инновационных индустрий потерпели неудачу. Цифровизация страны идет значительно медленнее, чем у соседей, а инвестиций хронически не хватает. В прошлые годы, когда Финляндия сильно отставала от других северных стран, как, например, после Второй мировой войны, на выручку приходили «особые отношения» с Россией. Сейчас этот выход закрылся, и, судя по всему, надолго.

Последним аргументом Хельсинки остается наращивание государственного долга, также несвойственное северным странам. Если в середине 2000-х годов соотношение госдолга к ВВП составляло около 35% — примерно столько же, сколько и у Дании со Швецией, то по итогам 2024 года оно достигло 82%. И в ближайшие годы динамика не изменится. В обозримом будущем Финляндия имеет все шансы стать такой же проблемной для ЕС страной, как и Италия с Грецией.

Читайте также
Прямой эфир