Будущие туманы: лесные пожары в июне могут вспыхнуть почти в 40 регионах
Наиболее сложная обстановка с лесными пожарами сложилась к началу июня в двух регионах: Забайкальском крае и в Бурятии, рассказали «Известиям» в Рослесхозе. Там постоянно приходится увеличивать количество людей, занятых на тушении, — туда уже направили почти 1,3 тыс. специалистов из федерального резерва и соседних регионов. Всего в июне лесные пожары могут охватить порядка 40 регионов в семи федеральных округах, следует из прогноза Авиалесоохраны. О том, где прогнозируется наиболее сложная ситуация, — в материале «Известий».
Где будут гореть леса
Лесные пожары в июне могут охватить порядка 40 регионов в семи федеральных округах, следует из предварительного прогноза рисков, разработанного Авиалесоохраной. Речь идет про Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа. Высокого риска пожара, по данным ведомства, нет только в СКФО.
Сейчас наиболее сложная обстановка сохраняется в Забайкальском крае и Бурятии, рассказал «Известиям» начальник управления охраны лесов от пожаров Рослесхоза Евгений Писаревский.
— В Забайкалье тушат 36 лесных пожаров на площади 935,8 тыс. га. К тушению привлечено более 1,7 тыс. человек, 211 единиц спецтехники. В Бурятии ведутся работы по тушению девяти лесных пожаров на площади 81 тыс. га. В тушении участвуют 444 человека, 65 единиц спецтехники, — сказал он.
В эти два региона, по его словам, направили почти 1,3 тыс. специалистов из других регионов и федерального резерва. Так, в Забайкалье работают парашютисты и десантники из десяти регионов Северо-Запада, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
— По прогнозам, в Забайкалье и Бурятии ожидается сухая погода, без осадков, поэтому необходимо привлечь все силы и средства для тушения действующих возгораний, — подчеркнул Евгений Писаревский.
На пожарах в Забайкальском крае пришлось усилить меры безопасности из-за порывов ветра 25–30 м/c. Такой ветер усиливает риски возникновения верховых очагов, пояснили в Авиалесоохране. Также при этом есть опасность молниеносного разброса пламени в стороны на десятки метров.
При возможности летчики искусственно вызывают осадки, чтобы помочь силам, работающим на земле. Также при тушении применяют взрывной метод для прокладки минерализованных полос.
Защищать населенные пункты помогают и сотрудники МЧС, сообщили в ведомстве. Например, они работают около села Сыпчегур в Забайкалье, где горят более 12 тыс. га леса. Прямой угрозы населенному пункту нет, но сохраняется потенциальная.
— Сотрудники МЧС России и поисково-спасательный отряд из поселка Могойтуй уже обработали кромку пожара ранцевыми огнетушителями. На горном рельефе приходится работать вручную, подъезда для тяжелой техники нет, — отметили в ведомстве.
Всего за сутки по всей стране потушили 42 лесных пожара на площади 155,8 тыс. га. Продолжают полыхать 69 пожаров в 13 регионах на площади, пройденной огнем, свыше 1 млн га. Режим ЧС введен в трех регионах на всей территории Бурятии, Забайкальского края, в Верхнебуреинском муниципальном образовании Хабаровского края.
Особый противопожарный режим установлен в 52 субъектах. Режим ЧС по лесным пожарам на всей территории региона установлен с 7 апреля.
Какой прогноз пожарной опасности
Чрезвычайный класс пожарной опасности установлен в нескольких федеральных округах, рассказал «Известиям» научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.
— В Северо-Западном федеральном округе это отдельные районы Новгородской и Архангельской областей, в Центральном федеральном округе — в Тверской, Ярославской, Ивановской и Воронежской областях, — отметил он. — Казалось бы, нет юга, но там прошли дожди, они снизили класс пожарной опасности. Такая же ситуация и в Подмосковье.
В Приволжском федеральном округе пятый, или чрезвычайный, класс пожарной опасности фиксируется в отдельных районах Нижегородской, Саратовской, Оренбургской областей и Чувашии. В Южном федеральном округе — в Волгоградской, Астраханской областях, в Калмыкии и Крыму.
— На Северном Кавказе чрезвычайный класс пожарной опасности только в Дагестане, потому что в СКФО прошло много дождей. А в Сибири благодаря длительной жаркой погоде фиксируется и прогнозируется пятый класс пожарной опасности в Алтайском крае и Томской области. На Дальнем Востоке — в Забайкальском крае, на востоке Хабаровского края и на Камчатке, — сказал Роман Вильфанд.
На северо-западе страны ситуацию к концу недели должны сгладить дожди, заверил он. В Центральной России температура будет высокой, но осадки также снизят класс пожарной опасности до четвертого.
— Пятый класс пожарной опасности сохранится в Дагестане. А также в Южном федеральном округе, где в течение всей недели ожидаются температуры выше 30 градусов, — сказал он. — Хотя в Забайкалье прогнозируются дожди, они будут локальными. Повсеместный дождь повлиял бы на ситуацию, но его не ожидается.
В регионе, по словам метеоролога, сохранится чрезвычайный класс пожарной опасности. Кроме того, в ближайшие три дня там усилится ветер, порывы могут достигать 15–20 м в секунду.
— То есть действующие очаги пожаров будет раздувать ветер, — прогнозирует Роман Вильфанд.
Последствия зимы
Июнь, как правило, наиболее спокойный летний месяц с точки зрения пожаров, сказал «Известиям» учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин.
— Сейчас мы выходим из весеннего пика лесопожарного сезона. Он связан с рукотворными пожарами, как правило, поджогами травы, после которых огонь переходит в лес. Он, как правило, заканчивается, когда вырастает зеленая трава, — пояснил эксперт.
Весенний период по стране прошел, по его оценке, лучше, чем обычно. Поскольку палов травы стало меньше, а оперативность реакции на них усилилась.
— Однако по официальным данным мы идем хуже средних значений, потому что основную лепту вносит Забайкалье и разгоревшиеся рядом Амурская область, Бурятия. Сезон там необычно тяжелый из-за сочетания человеческого фактора и последствий бесснежной зимы с сильными ветрами, — отметил он.
Одним из последствий бесснежной зимы он назвал также недостаточные запасы воды в торфяниках.
— Забайкалья это тоже коснулось. Насколько мы можем судить по космическим снимкам, часть пожаров — это не только свежие поджоги травы, но и прошлогодние пожары, которые пережили зиму. Такого мы там раньше не наблюдали, — добавил Григорий Куксин.
По его словам, речь идет об очагах на болотах, торфяниках, которые пережили зиму.
— Они тоже рукотворные, просто возникли осенью и смогли перезимовать, — добавил он.
Во всей Центральной России после малоснежной зимы также заметен дефицит воды в реках и на болотах, обратил внимание эксперт.
— Поэтому в этом году больше обычного количества торфяных пожаров, с которыми приходится работать. Потому что люди подожгли траву, а от нее загорелся торф. Если мы его не потушим, то, скорее всего, летом получим опасное развитие этих пожаров, а воды для тушения уже не будет, — пояснил Григорий Куксин.
Летний пик лесопожарного сезона, по его словам, зависит не только от человеческого фактора, но и от гроз.
— И это будут пожары, которые возникают на лесной территории, а не переходят на нее. Они традиционно дают большие площади по тем регионам, где большие так называемые зоны контроля, — напомнил он.

Это удаленные и труднодоступные территории, где пожары зачастую не тушат по экономическим соображениям, если нет угрозы населенным пунктам или объектам экономики. По словам эксперта, речь идет о регионах Сибири и Дальнего Востока.
— Это во многом явление, зависящее от погоды. Пока синоптики пугают потенциально засушливым летом. Поэтому готовимся к сложному развитию ситуации, — прогнозирует он.
При этом жителям важно соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить огонь в лесу в период действия особого противопожарного режима, оперативно сообщать службам, если заметили задымление.