Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД РФ призвали международное сообщество осудить теракт в Херсонской области
Армия
Силы ПВО уничтожили 168 украинских БПЛА над территорией РФ
Происшествия
В Курской области повреждены пять домовладений при атаке ВСУ
Армия
В войска отправилась финальная за 2025 год партия танков Т-90М «Прорыв»
Общество
Захарова обвинила спонсоров терроризма на Украине в атаке на Херсонскую область
Мир
В Швейцарии несколько человек погибли при взрыве на горнолыжном курорте
Армия
Силы ПВО за восемь часов сбили 58 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Профессор назвала ключевые достижения в лечении и диагностике рака в 2025 году
Общество
Энергоблок № 1 Курской АЭС-2 подключили к единой энергосистеме России
Общество
Двухдневный траур объявили в Херсонской области после удара ВСУ по Хорлам
Происшествия
На Кубани произошел пожар на НПЗ после падения обломков БПЛА
Спорт
Определились пары четвертьфинала молодежного ЧМ по хоккею
Мир
При взрыве на горнолыжном курорте в Швейцарии погибли минимум 10 человек
Общество
Прокуратура начала проверку задержек поездов на СКЖД из-за непогоды
Мир
Фицо ужаснулся из-за позиции лидеров ЕС по конфликту на Украине
Происшествия
В Татарстане возникло возгорание в резервуарном парке из-за атаки БПЛА
Мир
Россия передаст США материалы экспертизы сбитого у резиденции Путина дрона
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Донецкой Народной Республике в живых остались 59 ветеранов Великой Отечественной войны. Два человека в Горловке, один в Ясиноватой, один в Волновахе, пять в Мариуполе, двое в Дебальцево, большинство в Донецке. Двадцать перешагнули вековой юбилей. Судьбы этих людей похожи: призыв в Красную армию, освобождение родной земли и Европы, чаще всего — ранения, возвращение к мирной жизни, много работы, дети, внуки. Новое испытание — 2014-й год, когда над их городами вновь загрохотали пушки и полетели снаряды. Специальный корреспондент «Известий» встретился с 97-летним Василием Омельченко и 100-летним Василием Удодом, а также их детьми, и узнал, что такое дорога длиною в век.

Пулеметчик и железнодорожник

Зеленый тихий район города Донецка. Над входом в подъезд нужного мне дома надпись с красной звездой: «Здесь живет ветеран Великой Отечественной». Дверь открывает дочь Василия Поликарповича Удода Валентина. Сам ветеран, одетый в зеленую шерстяную безрукавку (подарок на недавний юбилей), дремлет на диване. 10 февраля ему исполнилось 100 лет.

На полочке — письмо с поздравительными словами, адрес отправителя — «Москва, Кремль». Рядом наградной знак — «Почетный гражданин Донецка», врученный в нынешнем году (его удостоились 17 ветеранов-дончан). И медали — «За мужество», «Орден Славы II степени», «Орден Отечественной войны». Левая кисть у Василия Поликарповича отсутствует — результат давней травмы на производстве. Правая рука целая, но в последние годы ослабла, почти не двигается: в нее, а также в бедро, его ранило в 1944-м.

Дом ветерана Василия Поликарповича
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Пока ветеран дремлет, дочь Валентина знакомит с основными вехами его жизни. Родился в 1925-м в селе Отрадовка Херсонской области. В роду имелись долгожители — например, дед нашего героя прожил те же 100 лет. Во время немецкой оккупации в 1941 году юного Васю с другими ровесниками забрали на металлургический завод в Запорожье — грузить чугунные чушки. Но скоро парень сбежал, вернулся в родную деревню. Дома оставаться было нельзя, и его отправили по родственникам в соседние села, где он прожил до прихода наших в 1943-м.

— В том же году его забрали в армию, — продолжает дочь. — Призвали с двоюродными братьями, привезли в учебный пункт. А там кто-то донес: «Он работал на немцев!» Папу забрали для разбирательств. А остальных новобранцев перебросили срочно на прорыв, и там они все, как один, полегли. После возвращения домой отец, по его словам, ни разу не смог зайти во двор к своему дядьке, у которого погиб сын — призывали их вместе.

Василий Поликарпович Удод в этом году отметил 100-летний юбилей

Василий Поликарпович Удод в этом году отметил 100-летний юбилей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

После коротких разбирательств молодого солдата отпустили. Он служил командиром расчета пулеметной роты. Воевал на 1-м Белорусском фронте. При освобождении Польши летом 1944-го во время форсирования Вислы сумел переправиться с отрядом и закрепиться на том берегу. Отразил четыре контратаки врага, уничтожил из своего пулемета до 25 фашистов (согласно выписке из наградного документа). Там же получил ранение. В конце года 19-летнего бойца комиссовали по инвалидности.

Поздравительное письмо от президента

Поздравительное письмо от президента

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Василий вернулся в родное село, окончил бухгалтерские курсы. Женился на землячке. В 1950-м вместе с супругой перебрался в Сталино, ныне — Донецк: в городе больше возможностей. Устроился на железную дорогу, где впоследствии и получил тяжелую травму. Родились две дочки. Выстроил дом — с одной рукой. Этот дом стал центром для семьи и родственников, где все собирались за большим столом. Только в прошлом году дочь Валя решилась на то, чтобы переехать в квартиру и оставить родное гнездо: не под силу стал уход, ремонт.

— Впервые справим 9 Мая на новом месте, — говорит Валентина. — Ну ничего, выберемся во дворик. А еще обещают для каждого ветерана устроить его личный парад у дома. Если так, дедушке будет приятно.

Василий Поликарпович во время работы на железной дороге

Василий Поликарпович во время работы на железной дороге

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

О происходящем после 2014 года Василий Поликарпович говорил всегда мало. Переживал. И не мог понять, что же происходит, а главное — почему? Год назад перестал читать и смотреть новости и запретил себе что-то рассказывать: слишком больно.

О рецепте долголетия его дочь говорит: природа, свой дом, постоянное движение и работа. А еще — вторая половинка, мама (она ушла из жизни в 2021-м). «Мне повезло с нею. Это самая большая моя удача» — говорил про нее Василий Поликарпович.

Снайпер и артиллерист

97-летний Василий Григорьевич Омельченко живет в самом центре Донецка, недалеко от набережной реки Кальмиус. Сейчас здесь тихо, спокойно. А два-три года назад всего в нескольких сотнях метров от дома разрывались снаряды ВСУ: рамы балкона ветерана до сих пор посечены. Спасаться ему вместе с супругой Лидией Васильевной приходилось в коридоре — между несущих стен, где стояла кровать: садились на нее вдвоем и ждали, пока наступит тишина.

Сын ветерана Юрий Омельченко с фотографией родителей

Сын ветерана Юрий Омельченко с фотографией родителей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Сегодня Василий Григорьевич всё больше лежит: не осталось физических сил. А еще повлиял уход дорогой жены — она умерла чуть больше месяца назад, 3 апреля. Сегодня за ветераном ухаживает его старший сын, 74-летний Юрий.

История семьи Омельченко — это, без преувеличения, история воинского служения Родине. Сам ветеран — полковник артиллерийских и ракетных войск. Юрий — подполковник в отставке. Младший сын Александр — майор, ветеран Афганистана, орденоносец. Оба, как и отец, артиллеристы.

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Омельченко с женой Лидией и старшим сыном

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Омельченко с женой Лидией и старшим сыном

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Папа родился в 1927 году в селе Бишкинь Сумской области, — рассказывает Юрий. — Отец его, мой дед, был ветераном Первой мировой, имел ранение. Второй дед, по маме, трудился шахтером, а во время войны воевал в партизанском отряде, после — в РККА. Отец пережил немецкую оккупацию. В 1944 году его призвали в армию.

О войне Василий Григорьевич рассказывал мало. Был снайпером. Освобождал Восточную Европу. Получил тяжелую травму, которая беспокоит до сих пор. После победы женился. Окончил Днепропетровское артиллерийское училище, связав последующую службу с этим родом войск. Служил начальником физической подготовки в Сумском артучилище, командовал батареей. Отлично стрелял, владел навыками штыкового боя, играл в баскетбол и волейбол, занимался гимнастикой. Получил высшее военное образование — в Ленинградской академии. В 1970-е был начальником штаба ракетной бригады в Чехословакии.

Мундир полковника Василия Григорьевича Омельченко

Мундир полковника Василия Григорьевича Омельченко

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

В 1978-м, после выхода в отставку, приехал в спокойный, зеленый Донецк. Завел дачу в поселке Пески, выращивал виноград (сегодня на месте дачного поселка выжженное поле). Нянчился с внуками — их у него трое — и уже восемь правнуков.

На столике в квартире Омельченко — «Книга памяти» участников Великой Отечественной, в которой есть и имя Василия Григорьевича. А еще сборник «Родные поэты», настольный томик ветерана: до последнего времени он читал и учил наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина. На День Победы полковник всегда смотрел военные фильмы: где-то одобрительно кивал, где-то качал головой (если видел недостоверность). Долгие годы посещал донецкий парад. В последнее время на 9 Мая просто выходил с Лидией Васильевной на улицу посидеть на скамеечке. Сын говорит: не знает, хватит ли сил подняться в этом году.

— И воевать можно было учиться у этого поколения, — делится Юрий. — И ценить друг друга, и любить. Всю жизнь они с мамой прошли рука об руку, поддерживая и заботясь друг о друге. Больше семи десятков лет.

Читайте также
Прямой эфир