Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Китае рассказали о «хороших новостях» для России из НАТО
Мир
В Белоруссии задержали поезд из Петербурга по техническим причинам
Мир
В Буркина-Фасо раскрыли заговор с целью убийства президента страны
Мир
В СФ предложили Франции направить свои войска на защиту Гренландии
Мир
Флаг Украины сняли со здания правительства Чехии в Праге
Мир
Муж Брижит Бардо назвал причину смерти актрисы
Мир
Вулин указал на использование Западом украинского конфликта против России
Мир
Политолог назвал встречу «коалиции желающих» политической трескотней
Мир
МИД Китая назвал буллингом требование США о доступе к нефти Венесуэлы
Мир
Reuters заявило об угрозах США убийством главе МВД Венесуэлы
Мир
Букмекеры отказались платить поставившим на вторжение в Венесуэлу
Общество
Власти назвали причину ограничения мобильного интернета на Камчатке
Происшествия
Мирный житель пострадал при атаке дрона ВСУ в Белгородской области
Мир
Туадера назвал успешной работу российских инструкторов в ЦАР
Мир
Патриарх Кирилл указал на неприятие Россией ценностей Запада
Общество
Минюст разработает закон о сборе биометрии у подозреваемых без их согласия
Мир
Мирошник заявил об отсутствии у ЕС намерений прекратить конфликт на Украине
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Испанская полиция и жандармерия ведут борьбу с наркотрафиком на маршруте Марокко – Кампо-де-Гибралтар после того, как в феврале прошлого года преступники потопили катер Гражданской гвардии, убив двоих силовиков. Доставщики зелья уменьшили частоту отправок товара через Средиземное море. И, похоже, сейчас на этом пути курсируют катера и дроны больше для отвода глаз, чем с целью перевозки серьезных объемов «дури» в Европу. Как теперь построен наркотрафик через Испанию, разбирались «Известия».

Вооружены и очень опасны

Главными воротами для доставляемого из Латинской Америки и Северной Африки «продукта» теперь стала река Гвадалквивир — единственная судоходная водная артерия Испании. По ней почти в открытую гоняют быстроходные глиссеры. Транспортные средства у перевозчиков наркотиков помощней, чем у правоохранителей, уходят преступники от силовиков почти запросто.

Гвадалквивир

Река Гвадалквивир

Фото: Global Look Press/Eduardo Briones/Keystone Press Agency

Первое время лодки с зельем на борту едва заходили в устье реки, швартуясь, как правило, в окрестностях Санлукара. Но постепенно преступники осмелели и теперь уже доходят до Кориа и Ла-Пуэбла-дель-Рио, а часто и вовсе до Севильи.

«Наркоторговцам становится всё легче продвигаться всё дальше и дальше вверх по реке, — говорит Агустин Домингес, провинциальный секретарь Профессиональной ассоциации юстиции и гражданской гвардии (JUCIL) в Кадисе (провинциальный центр в автономии Андалусия). — Полиция не имеет достаточных ресурсов для контроля ни в плане материальном, ни в плане персонала. Наркоторговцы увеличивают использование реки. Так было всегда с контрабандой на Гвадалквивире; просто никогда это не было столь вопиющим, как сейчас».

С широко закрытыми глазами

От устья реки до окрестностей Севильи тянется почти 100 км практически незаселенной береговой линии. Мест с более-менее значимой концентрацией жителей на этом маршруте всего три. Городок Ла-Пуэбла-дель-Рио — точка, где торговцы впервые сталкиваются с таким центром (12 тыс. жителей) во время своего путешествия к андалузской столице, но риск и здесь минимален. Источник в правительстве Ла-Пуэблы на условиях анонимности объясняет, что у дюжины местных офицеров Гражданской гвардии даже нет спасательных жилетов на случай, если придется гоняться за криминальными элементами по воде.

Гвадалквивир
Фото: Global Look Press/Eduardo Briones/Keystone Press Agency

«Я гулял как-то у реки месяц назад со своими детьми, и одна из этих лодок пронеслась мимо. Полиции не было. Люди, стоявшие на берегу, гневно кричали «негодяи», но сидевших в лодке это совершенно не напрягало, они были сосредоточены на решении своей задачи, — рассказывает один из жителей. — Не сомневаюсь, что они беспрепятственно добрались до Севильи. Они ощущают колоссальное чувство безнаказанности, потому что городов с офисами Гражданской гвардии здесь нет, а звонить в Севилью отсюда бесполезно. Всё равно никто сюда не успеет приехать и перехватить катера. Этот трафик становится уже привычным, и я не удивлюсь, что наши дети, подрастая, станут работать на них».

За время службы в Гражданской гвардии Агустин Домингес не раз становился свидетелем, как в районах Санлукар и Барбате «люди не искали работу», поскольку у молодежи постоянно имеется перспектива получения легких денег. Вроде бы просто кататься на мотоциклах вдоль реки, а на самом деле приглядывать за движениями правоохранителей и предупреждать наркоторговцев о передвижениях силовиков.

полиция
Фото: Global Look Press/Sar Arxina/Keystone Press Agency

«Мало кто захочет долго учиться, чтобы овладеть какой-то специальностью или работать за €600–700 в месяц, когда такие же деньги можно получить, постояв «на стреме» несколько часов», — объясняет офицер, семью которого бандиты запугали в декабре прошлого года. Двое неизвестных в один из выходных дней подошли к нему, гулявшему по севильскому парку с детьми, и сделали несколько снимков телефоном. «Теперь наши силовые структуры знают, как выглядят возможные мишени», — сообщили они Домингесу, прекрасно зная, что он — офицер полиции, и не боясь последствий.

Власти Ла-Пуэбла-дель-Рио утверждают, что не располагают данными о каких-либо жителях, которые бы предупреждали и отслеживали деятельность наркоторговцев на берегу реки. «Было замечено несколько человек, занимающихся подобной деятельностью, но они были из других городов, не наши», — пояснил опрошенный источник.

«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

С открытой террасы одного из ресторанчиков, притулившегося к главному городскому причалу, хорошо видна группа молодых людей с удочками. Клева нет, но их это не расстраивает: похоже, что для них главное — не результат, а процесс. Но не ужения, а наблюдения за происходящим на берегу. Болтливый владелец заведения при ответе на вопрос, часто ли тут бывают эти ребята и с каким уловом они уходят обычно, вдруг становится угрюмым и немногословным: «Я не хочу ничего знать о том, что происходит на реке. Моя работа — подавать пиво и утку с рисом».

Гвадалквивир
Фото: Global Look Press/Eduardo Briones/Keystone Press Agency

В Ла-Пуэбла-дель-Рио все, кажется, игнорируют то, что происходит вокруг. Например, в январе 2025 года Национальная полиция и Гражданская гвардия арестовали четырех человек и изъяли почти 3 т кокаина на складах в 10 км от центра города. А в конце декабря 2024-го севильские жандармы установили рекорд, обнаружив и конфисковав партию в 7 т кокаина. В конце марта правоохранители перехватили кустарного производства подводную лодку, доставившую из Колумбии в устье Гвадалквивира 6,8 т кокаина.

«Лодки с «дурью» — далеко не новость для наших краев, они время от времени здесь и раньше появлялись. Другое дело, что в последние месяцы частота их прибытия значительно возросла. И ходят они уже не только ночью, как раньше, но и днем. Бывает, что вереницами по три-четыре штуки», — комментирует один из работников местного бара.

«Теперь каждый может стать наркоторговцем»

В Ла-Альгабе с населением менее 17 тыс. жизнь, похоже, течет нормально и размеренно. Это небольшой городок с невысокими зданиями. Многие, гуляющие по его улицам, не знают, что совсем рядом проходит новая испанская наркотрасса. Здесь нет променада — вплотную к берегу реки подходит полоса леса. Она служит природной занавеской, скрывающей от посторонних глаз происходящее у водной кромки. Местный житель, живущий в 300 м от берега, рассказывает: «То, что я слышал о лодках с наркотиками, передавали по радио и в новостях. На улицах доказательств этому не найти. А вот с моста заметить можно».

Этот 43-летний мужчина считает, что происходящее может изменить жизнь здешних обитателей в будущем:

«Я никогда не слышал, чтобы что-либо подобное происходило здесь раньше, а я здесь вырос. Когда я был ребенком, таких в городе не существовало. Мое детство прошло у реки, я ловил рыбу или собирал хворост и никогда ничего подобного не видел. Но теперь это есть и может разрастись в глобальную проблему».

Гвадалквивир
Фото: Global Look Press

Дети в Ла-Альгабе играют на улице, ничего не опасаясь, но подходить близко к реке теперь не принято.

«Мы теперь говорим детям, которые раньше приходили сюда играть в воде и у воды, чтобы они не ходили туда, потому что это опасно», — объясняет горожанка Мария Хосе де ла Бандера. Из окон ее дома берег не виден — мешают деревья, но она ясно дает понять, что «там за лесополосой всё изменилось, всё не так, как прежде». Женщина говорит, что запретила себе и родным даже пытаться приблизиться к реке, чтобы не оказаться свидетелем или втянутой «в то, что показывают по телевизору».

Ближайшая к реке точка, которую посещают жители Ла-Альгабы, — это детская площадка рядом с одним из мостов, ведущих в город. Внутри площадки дети могут свободно перемещаться — по периметру ее от «остального мира» отделяет более чем двухметровой высоты металлический забор.

Гвадалквивир
Фото: Global Look Press/Meng Dingbo/XinHua

«Дети спускаются в парк, но не доходят до реки, — объясняет Мохамед Атик, отец, наблюдающий за своим малышом со скамейки. — Представьте, что мимо случайно проплывет лодка с наркотиками. Ее нельзя будет не заметить, если ограждение убрать. Мой собственный 11-летний сын только что упомянул об этом. Мы сами себя заточили в замкнутое пространство, но это к лучшему для наших детей».

Дети из этих деревень на реке Гвадалквивир с удивлением говорят о наркоторговцах. Для них они загадочные люди в масках, которые постоянно завладевают их вниманием, выходящим за рамки любых замечаний взрослых. Елена Медина, учительница средней школы в Алькала-дель-Рио (город в Севилье, где заканчивается судоходная часть Гвадалквивира), о прибытии в город наркоторговцев узнала от своих учеников.

«Я пришла на работу утром, и дети начали мне говорить: «Теперь каждый может стать наркоторговцем. Вы видели людей на лодках, что приехали сюда вчера? Они будут распространять свой товар — работа найдется для всех желающих».

Дурная слава

Кориа-дель-Рио, расположенный между Алькалой и Ла-Пуэблой, тоже страдает от наркоторговли. Главный инспектор местной полиции Франсиско Гарсия заявил, что за свою 33-летнюю карьеру он ни разу не сталкивался с ситуацией, похожей на нынешнюю: «Никогда прежде лодки с наркотиками не плавали по Гвадалквивиру средь бела дня. Это создает дурную славу городу, но мы ничего не можем сделать из-за нехватки плавсредств для навигации и патрулирования реки. Мы выезжаем на берег только по звонку жителей, увидевших лодки».

Как и в других городах, в Кории обстановка спокойная, но чувствуется висящее в воздухе напряжение «из-за происходящего на реке», по словам анонимного чиновника местного органа, который тут же бодро заявляет, что «напрямую на муниципалитет это не влияет, поскольку наркотрафик направлен в другие районы». Да, признает он, «у нас тут снова растет употребление кокаина, но я не верю, что здесь есть причинно-следственная связь».

Гвадалквивир
Фото: Global Look Press/Francisco J. Olmo/Keystone Press Agency

Прогуливаясь по набережной, замечаешь, что на террасах предприятий общепита царит довольно приятная атмосфера. Рестораторы, бармены и официанты готовы поговорить о красотах речных просторов, но темы наркотрафика касаться никто не хочет. Управляющий самым большим из здешних ресторанов, расположенным напротив причала, откуда паром перевозит автомобили через реку в Дос-Эрманас, категорически отказался давать какие-либо комментарии. «Я ничего не вижу, ничего не слышу и ничего не комментирую».

Ранним утром 10 апреля сотрудники Гражданской гвардии Андалусии провели облаву близ Севильи. В четырех точках из пяти обошлось без шума. В пятой — Лос-Паласьос-и-Вильяфранка — возникла перестрелка. Подозреваемый выстрелил в направлении полицейского. Того пули не задели, зато в результате ответного огня и преступник получил царапину. Его заключили под стражу, но позднее он был из-под нее освобожден под залог в размере €30 тыс., сообщил Аугусто Домингес.

полиция испании
Фото: Global Look Press/Clara Margais/dpa

«Такого рода вещи побуждают людей относиться к наркоторговцам проще. Тот, кто, провезя в страну несколько тюков наркотиков, заработает сотни тысяч, легко расстанется с «тридцаткой» в качестве «непредвиденных расходов» и в следующий раз вновь взведет курок, увидев на пути гражданского гвардейца. А люди, которые смогут на этом получить свои комиссионные, его поймут и оправдают», — говорит полицейский.

Читайте также
Прямой эфир