Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Конкурентные решения: зачем КХЛ поднимает потолок и пол зарплат

Лига продолжает добиваться выравнивания возможностей клубов
0
EN
Фото: Global Look Press/IMAGO/Maximilian Koch
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пока в плей-офф КХЛ подходит к концу первый раунд, руководство лиги проводит реформы на ближайшие сезоны. Так, 7 апреля совет директоров организации утвердил изменения в ограничениях на зарплатные ведомости клубов на следующие три года. К сезону-2027/28 потолок зарплат вырастет с нынешних 900 млн рублей до 1 млрд рублей, а пол зарплат — с нынешних 450 млн рублей до 600 млн рублей. По мнению экспертов и ряда руководителей клубов, это должно еще больше усилить конкуренцию в чемпионате.

Потолок

КХЛ ввела жесткий потолок зарплат в 2020 году. Все прошедшие пять лет он равен 900 млн рублей — столько в сумме каждый клуб в течение сезона может вписать в фонд оплаты труда хоккеистов. Данная цифра останется и на следующий сезон-2025/26. Но уже в сезоне-2026/27 потолок повысится до 950 млн рублей, а в сезоне-2027/28 он станет равным 1 млрд рублей. Это первый случай после введения потолка зарплат, когда он будет повышен.

Практика ограничения трат на зарплаты была придумана в НХЛ еще в 1990-е годы. Она предполагала выравнивание кадровых возможностей между всеми участниками турнира. И трудно найти человека, который скажет, что ожидания не оправдались. В последние 20 лет в НХЛ почти не было сезонов, когда кто-то мог заранее предсказать фаворита и будущего чемпиона. Бывали случаи, когда победитель регулярного чемпионата вылетал в первом раунде плей-офф от команды, с трудом туда попавшей.

В КХЛ тоже были случаи неожиданных результатов. Причем еще в первые сезоны бывало, что богатый клуб вроде петербургского СКА вылетал от малобюджетных соперников вроде рижского «Динамо» и московского «Спартака». Но в середине 2010-х годов сенсации в Кубке Гагарина почти исчезли. И за редкими исключениями в сериях побеждал клуб с большим бюджетом и более звездным составом.

Уже тогда многие хоккейные эксперты, журналисты и даже руководители клубов выступали за введения ограничений, как в НХЛ. Исторический момент настал в 2020 году, когда КХЛ ввела жесткий потолок зарплат в 900 млн рублей. Это постепенно стало приводить к неожиданным результатам, хотя поначалу в Западной конференции лучшими в плей-офф становились два самых богатых и звездных коллектива — московский ЦСКА и петербургский СКА, продолжавшие играть между собой в полуфинале.

Но в последние два сезона оба армейских клуба не доходили до предпоследней стадии Кубка Гагарина. А в нынешнем сезоне они и вовсе вылетели в первом раунде. Как и действующий обладатель Кубка Гагарина — магнитогорский «Металлург», чей прошлогодний триумф также был хорошей рекламой потолку зарплат, поскольку команда Андрея Разина добилась успеха, почти не имея в составе звезд и в немалой степени опиралась на молодежь.

— КХЛ хочет добиться того, чтобы возможности клубов были если не равными — это в идеале, — то хотя бы без разницы планетарного масштаба, — поделился мнением с «Известиями» бывший генеральный менеджер «Салавата Юлаева», «Автомобилиста» и «Лады» Леонид Вайсфельд. — Тогда уровень соревнований будет высоким. Он и сейчас высокий, если брать динамику последних 10–15 лет, но нет предела совершенству. Тот же потолок зарплат, введенный в 2020 году, эту задачу решает. Другое дело, что, если бы все эти реформы вводились агрессивней, задача решалась бы быстрее. И тут даже не надо изобретать велосипед — все механизмы можно посмотреть у НХЛ, как они там работают. Другой вопрос, что, насколько я понимаю, не все клубы КХЛ хотят эти изменения. Например, богатым клубам это невыгодно. И лиге приходится долго договариваться с ними, чтобы провести необходимые реформы.

При этом повышение потолка зарплат до 1 млрд рублей может увеличить возможности клубов приглашать дорогих звезд уровня выступающего с прошлого лета за петербургский СКА Евгения Кузнецова.

— Существует такая точка зрения, что для приглашения элитных игроков нужны более серьезные деньги, — пояснил Вайсфельд. — Если раньше мы спокойно конкурировали с Европой за качественных игроков из-за рубежа, то сейчас добавился политический аспект. Соответственно, чтобы лига была привлекательна для сильных игроков, необходимо повышать потолок, — насколько я понимаю, в этом логика решения поднять его на 100 млн рублей в 2026–2028 годах.

Пол

Пол зарплат вводился для того, чтобы клубы с наименьшими бюджетами повышали уровень своей конкурентоспособности и сокращали отставание в комплектовании команд от богатых представителей лиги. В 2020 году КХЛ начинала с минимума в 270 млн. В нынешнем сезоне он составляет 450 млн. В следующем сезоне он увеличится до 475 млн, в сезоне-2026/27 — до 525 млн, в сезоне-2027/28 — до 600 млн. Таким образом, разница между потолком и полом через три года составит 400 млн рублей. Сейчас она равна 450 млн.

— Мне кажется, уровень конкуренции в КХЛ примерно на том же уровне и останется — никакой революции в изменениях нет, — отметил Вайсфельд. — Тут ведь идея в том, что нужно сокращать разницу между потолком и полом. Это с одной стороны. Но с другой — резких движений делать нельзя, поскольку финансовое положение у клубов разное. С моей точки зрения, шаги, которые лига предпринимает, вполне логичные. Все говорят про потолок зарплат, который позволит выровнять возможности команд. На самом деле выровнять возможности позволяет не сам потолок, а уменьшение дельты между потолком и полом. А потолок должен быть разумным с точки зрения платежеспособности клубов и приглашения квалифицированных игроков.

Интересно, что пол зарплат за пять лет своего существования не привел к тому, что клубы с минимальным фондом оплаты труда игроков отказывались его выполнять. Череповецкая «Северсталь», нижнекамский «Нефтехимик», владивостокский «Адмирал» и другие малобюджетные клубы без особых проблем договаривались со своими учредителями об увеличении платежки в соответствии с регламентом КХЛ. По словам Леонида Вайсфельда, проблемой это не должно стать и в будущем.

— Не думаю, что повышение пола приведет к сокращению числа клубов КХЛ — добавил бывший генменеджер. — Свято место пусто не бывает. Уйдет один клуб, который не сможет или не захочет вписываться в пол, придет на его место другой. Второй момент — есть такие хозяева клубов, которые не хотят максимально вкладывать деньги в их развитие, но дают минимальную сумму, чтобы клуб существовал. Обычно диалог между хозяевами и менеджерами клубов такой: «Какая нужна минимальная сумма?» — «Вот такая...» — «А, ну вот держите!» Причем я несколько раз общался на эту тему, когда был генменеджером. Просил дать на 100 млн рублей больше, чтобы мы совсем другую, более сильную команду сделали. А мне в ответ объясняли: «Да мы можем дать на 100 млн рублей больше, но другие дадут на 500 млн больше. Опять получится гонка вооружений, и мы ничего не выиграем». Вот такая примерно логика. Она не во всех клубах, но это один из примеров того, почему надо повышать пол зарплат. Был бы он в два раза меньше — давали бы в два раза меньше бюджет. Разрыв между клубами был бы больше, и терялся бы соревновательный элемент.

Также КХЛ ввела изменения в систему премиальных выплат, не входящих в потолок зарплат. Максимальная сумма премий игрокам за выход во вторую стадию плей-офф КХЛ составит 50 млн рублей. За выход в полуфинал можно будет дополнительно выплатить 75 млн рублей (суммарно до 125 млн рублей), за выход в финал — до 150 млн рублей (до 275 млн рублей в сумме). Размер вознаграждений за победу в чемпионате не ограничен. Премиальные выплаты не включаются в потолок зарплат, если их получают не менее 60% игроков основного состава, принимавших участие во второй части чемпионата. Кроме того, разница в размере максимальной и минимальной премии игрокам не может отличаться более чем в четыре раза.

— Мы отреагировали позитивно на изменения — еще когда был опрос клубов КХЛ, мы голосовали за эти решения по потолку и полу зарплат, — сказал «Известиям» директор «Нефтехимика» Игорь Ларионов. — Увеличение бюджета позволит нам усилить состав команды и повысить спортивный результат. Готовы ли наши спонсоры повысить бюджет с учетом нового пола зарплат? Наше высшее руководство и акционеры клуба всегда помогали нам выполнять требования регламента КХЛ, чтобы соответствовать уровню лиги. В том числе по полу зарплат хоккеистов. В целом, чем меньше будет разница между потолком и полом зарплат, тем более равными будут возможности клубов по части комплектования своих составов. Это же касается и введенных КХЛ ограничениях премиальной системы.

По словам Леонида Вайсфельда, еще одним механизмом, который мог бы помочь в выравнивании возможностей команд, является сокращение заявки клубов. Эта тема не раз поднималась в профильных спортивных и хоккейных СМИ, но до официальных решений КХЛ дело пока не доходило.

— Если мы хотим добиться конкурентной лиги и максимально непредсказуемых результатов, то, разумеется, сокращение заявки — один из механизмов выравнивания возможностей, — резюмировал Вайсфельд. — Те, кто против, часто говорят, что в результате сокращения многие игроки останутся без клубов. Но они просто пойдут в команды ВХЛ, где конкуренция и так уже высокая, но тогда она повысится еще больше.

Также совет директоров КХЛ утвердил состав участников регулярного чемпионата следующего сезона. Он не изменился по сравнению с нынешним розыгрышем.

Читайте также
Прямой эфир