Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Онегин, сражающийся с сосульками, мюзикл по Кафке и шахназаровский курьер из 80-х — столичные театры сумели удивить публику в последний месяц зимы. Критик Влад Васюхин — о самых интересных премьерах на московских сценах специально для «Известий».

«Евгений Онегин»

Театр Маяковского

Сцена из спектакля «Евгений Онегин»
Фото: Сергей Петров

Худруку «Маяковки» Егору Перегудову не откажешь в смелости: далеко не каждый столичный режиссер отважится притронуться к стихотворному роману Пушкина, ведь с 2013 года в Москве играют почти эталонное его воплощение — в Театре имени Вахтангова. Планка высока, сравнения неизбежны.

Учитывая, что строчки из «Онегина» у многих зрителей отскакивают от зубов, Перегудову можно поставить в заслугу небанальную инсценировку. Не разрушая авторского замысла, он перемонтировал отдельные фрагменты, вложил в уста персонажей чужие реплики, а потому следить за знакомой со школьной скамьи историей по меньшей мере прикольно.

Первые зрители упрекали постановщика и его постоянного соавтора, сценографа Владимира Арефьева, за «цитаты»: мол, большую часть их находок театралы уже видели в спектаклях других театров. Простите, но разве у кого-то есть исключительные права на бутафорский снег или на пробежку артистки по залу?! Режиссеру даже приписали... «болезненное помешательство на воде». Вода действительно струится по заднику сцены большую часть действия, а ближе к финалу представлена в виде всамделишних сосулек. Их эффектно разбивает тростью Онегин (Мамука Патарава).

Зрелище сделано с расчетом на молодую публику и на участие новобранцев труппы. Кроме красавца Патаравы, в главных ролях задействованы вчерашние выпускники: Варвара Бочкова (Татьяна), Алена Васина (Ольга), Никита Языков (Ленский), Семен Алешин (Зарецкий). Молодежь талантлива, однако теплее всех зрители приветствуют ветерана труппы — заслуженную артистку России Татьяну Орлову, играющую няню, ироничную и решительную.

«Курьер»

Центр драматургии и режиссуры

Сцена из спектакля «Курьер»
Фото: Центр драматургии и режиссуры

После премьеры «Курьера» 22-летнего Александра Фокина уже называют открытием сезона. Хотя прошлогодний выпускник ГИТИСа играет в нескольких спектаклях ЦДР, «выстрелил» он именно в роли Ивана Мирошникова. Фокин сделал своего персонажа обаятельным и лиричным, влюбив в него всех зрителей.

Спектакль Владимира Панкова поставлен по повести Карена Шахназарова, которая в 1986 году была автором экранизирована, и тот фильм с участием Инны Чуриковой, Олега Басилашвили, Светланы Крючковой и других звезд давно стал культовым. Команда ЦДР сделала абсолютно «свое кино». Достаточно сказать, что спектакль поставлен в стиле саундрама, подразумевающем синтез разных жанров, и наравне с драматургическим текстом большую роль играют шлягеры 80-х, пронизывающие всю историю, и хореография. Не хочется спойлерить, но спектакль, где публика много смеется, в финале неожиданно вызовет шок и слезы.

«Дон Кихот»

Театр наций

Сцена из спектакля «Дон Кихот»
Фото: Театр наций

Тема маленького человека, пожалуй, основная для режиссера Антона Федорова, а перелицовка классики, из которой он делает «фантазии на тему», — его любимейшее занятие. Вот и хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского Федоров превратил в сумасшедшего маньяка, а действие перенес в заброшенную общественную прачечную, населенную бездомными. Консервативному зрителю только и остается, что воскликнуть: во времена Сервантеса не было стиральных машин!

Еще больше публика изумится, узнав, что странствующий рыцарь (Тимофей Трибунцев) всех этих бомжей из чистилища, так называют эту прачечную, держит в заложниках и они подыгрывают в его фантазиях. Верного оруженосца Санчо Панса играет Семен Штейнберг, и, по словам самого артиста, «это тоже еще тот отморозок».

Пересказать этот многослойный и дискомфортный спектакль о добре и зле, длящийся 3 часа 40 минут, — занятие настолько же трудное, как и высидеть его до конца. Терпеливые увидят в финале дородную Дульсинею, но не Тобосскую, а Тамбовскую: подобные каламбуры — тоже фишка спектаклей Федорова.

«Аркадия»

Мастерская Петра Фоменко

Сцена из спектакля «Аркадия»
Фото: РИА Новости/Кристина Кормилицына

Британский драматург Том Стоппард тонко, сложно и остроумно объединил в написанной в 1993 году «Аркадии» век нынешний и век минувший. В одной комнате английского загородного поместья параллельно обитают представители двух эпох. Первые (из 1809 года) живут своей жизнью, а наши современники из 90-х годов ХХ века эту давно минувшую жизнь восстанавливают, исследуют, интерпретируют. Прошлое и настоящее, хаос и порядок, любовь и смерть, второй закон термодинамики и краткий визит лорда Байрона — всё перемешано в этом трагикомическом калейдоскопе.

Слаженный актерский ансамбль под руководством режиссера Евгения Каменьковича вместе с механической черепахой по кличке Плавт создают удивительную, завораживающую атмосферу — пир духа для интеллектуалов!

«Превращение»

Театр на Таганке

Сцена из спектакля «Превращение»
Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

Молодой, но уже успевший ярко заявить о себе в ряде ведущих театров страны режиссер из СПб Андрей Гончаров ставит на Таганке уже третий раз. На исторической сцене играли его необычного «Отелло», где Дездемоной была Ирина Апексимова, там же и сейчас можно увидеть уморительный спектакль «Женитьба» по Гоголю. А на новой сцене Гончаров только что выпустил камерный мюзикл «Превращение» по мотивам повести Франца Кафки на музыку Алексея Кириллова и Александры Микаелян.

Перед нами предыстория жизни коммивояжера Грегора Замзы (Максим Трофимчук) до того, как он превратился в мерзкое насекомое. И виновником этого трагического превращения, по замыслу драматурга Надежды Толубеевой, стали сложные семейные отношения. Оказывается, Грегора, как когда-то самого Франца Кафку, подавляет нелепый и деспотичный отец (Роман Колотухин). Драматические актеры отлично поют под живой ансамбль. Сценограф Константин Соловьев создал декорации и костюмы. И длится это сюрреалистическое зрелище меньше полутора часов, что по нынешним временам редкость.

Читайте также
Прямой эфир