
История в цифре: архив номеров «Известий» с 1917 года появился в Сети

Архив газеты «Известия», начиная с первого выпуска 28 февраля (13 марта) 1917 года, стал доступен в цифровом виде и с умным поиском. Нейросети обработали более 30 тыс. номеров — теперь пользователи могут полистать уникальное собрание одного из старейших изданий России и найти в нем историческую информацию так же быстро, как по обычному запросу в интернете. Этот масштабный совместный проект «Известий», Национальной электронной библиотеки и «Яндекса» приурочен к предстоящему 108-летию газеты. Он стартовал одновременно с другим спецпроектом МИЦ «Известия» — «80 дней до Победы», посвященным юбилею Великой Победы.
Цифровой архив «Известий»
19 февраля в интернете в свободном доступе для пользователей появились оцифрованные номера «Известий», начиная с первого выпуска 1917 года до сегодняшних дней. Технологии «Яндекса» распознали и обработали тексты выпусков «Известий» более чем за 100 лет. Благодаря этому теперь все номера издания можно найти в электронном архиве.
— Газета «Известия» — это летопись событий, которые на протяжении более 100 лет происходили в стране и в мире, — рассказал главный редактор современных печатных «Известий» Сергей Коротеев. — Теперь эта бесценная информация станет доступна не только профессионалам, работающим с архивами, но и любому человеку, который интересуется историей нашей страны.
Почитать «Известия» столетней давности теперь можно, не выходя из дома — для этого достаточно перейти по ссылке.
Цифровой архив имеет понятную навигацию — выпуски газеты разбиты по годам, номера содержат не только визуальный скан каждой полосы, но и дополнительно все тексты заметок, что позволяет искать необходимую информацию.
Например, первый номер издания, увидевший свет 28 февраля 1917 года, содержит обращение «Къ населенію Петрограда и Россіи. Отъ Совѣта Рабочихъ Депутатовъ», манифест «Россійской Соціалъ- Демократической Рабочей Партіи ко всѣмъ Гражданамъ Россіи» и ряд других важных документов. Номер напечатан в дореформенной орфографии.
Дни до Великой Победы
Ежедневно, начиная с 19 февраля, на сайте IZ.RU и страницах газеты будут публиковаться материалы, основанные на архивных публикациях «Известий» 1945 года.
Это не будет дословный репринт исторических заметок — публикации будут написаны в современной стилистике по мотивам самых ярких событий, предшествовавших Великой Победе. В эти дни «Известия» писали о последних победоносных шагах нашей армии и ее продвижении на запад, к Берлину.
Материалы рассчитаны на широкую современную аудиторию, а желающие прочитать оригинал смогут перейти по гиперссылке на опубликованный в «Яндексе» оцифрованный архив. Там можно найти статьи, заметки и военные репортажи, которые выходили в 1945 году.
В этом году «Известиям» исполняется 108 лет, все эти годы издание ежедневно выходило в свет. Как и 9 мая 1945 года, когда номер напечатали с красным заголовком на первой полосе. Поскольку цветной печати тогда не было, такие «красные» новости всегда очень выделялись, рассказала редактор архива «Известий» Татьяна Киреева. Парадным красным шрифтом в те годы печатали сообщения об эпохальных событиях в стране, которые поворачивали ход истории. Такими событиями была Великая Победа, а в дальнейшем, например, полет в космос Юрия Гагарина.
Фотокор Павел Трошкин — любимый друг писателя Константина Симонова
— С началом войны газета перешла на военный режим работы, работало всего три отдела — фронта, тыла и зарубежный отдел, — рассказала Татьяна Киреева. — В старом здании редакции на «Пушкинской», на шестом этаже, была построена казарма с двухъярусными кроватями. Там жила боевая группа военных корреспондентов-известинцев, оттуда они выезжали на фронт. Это были пишущие авторы Евгений Кригер, Леонид Кудреватых, Александр Кузнецов, а также фотокоры Павел Трошкин, Дмитрий Бальтерманц, Георгий Зельма, Михаил Грачев, Николай Петров, Дмитрий Дебабов.
Все их публикации и фотографии теперь можно посмотреть в цифровом архиве «Известий». Например, по воспоминаниям Евгения Кригера, осенью 1941 года немцы подошли к Москве очень близко, и журналисты чуть ли ни на трамвае ездили на фронт. Они доезжали на нем до конечной остановки, а потом на перекладных добирались до линии соприкосновения. Остальной состав редакции был эвакуирован для обеспечения бесперебойного выпуска газеты в Куйбышев (Самару).
Из издательского комплекса «Известий» 240 человек были мобилизованы на фронт, 38 редакционных сотрудников работали в боевом режиме. На войне погибли пишущие корреспонденты издания Александр Кузнецов, Михаил Сувинский и Сергей Галышев, а также фотокор Павел Трошкин.
На газетных страницах и в воспоминаниях сохранилась история о трогательной дружбе Трошкина с известным советским писателем Константином Симоновым. В первое военное лето они часто выезжали в совместные командировки.
Симонов считал фотокора отчаянно смелым, очень уважал его, а после гибели Трошкина трогательно заботился о его семье, рассказала редактор архива.
Когда в первые месяцы войны Советская армия отступала, на журналистов возлагалась ответственность быть не просто хроникерами событий, но эмоционально поддерживать страну, не допускать паники, вселять надежду на победу. В этом смысле показательной стала фотография разбитых немецких танков, которую Павел Трошкин сделал под Могилевом.
— Трошкину удалось снять большую панораму разбитых танков, и эта фотография была разверстана во всю ширину полосы, на весь «подвал», — сказала Татьяна Киреева. — Она вошла в историю как первая в отечественной военной журналистике публикация масштабного уничтожения врага.
В романе «Живые и мертвые» Константина Симонова есть персонаж Мишка-фотокорреспондент. Его прообразом послужил и Павел Трошкин. В одной из глав писатель описывает вылазку Трошкина под Могилевом, когда он полз по простреливаемому со всех сторон полю, чтобы сделать те самые исторические кадры.
Еще один яркий эпизод из биографии Трошкина — это когда он в 1941 году рванул снимать подбитых немецких летчиков, и его приняли за диверсанта и арестовали.
— Когда его посадили с немцами в одну машину, чтобы отвезти в штаб, он умолял везти его отдельно. «Только не с ними!» — говорил он. Симонову стоило большого труда его тогда освободить, — рассказала архивист.
Трошкин прошел три войны — Халхин-Гол (боевые действия между СССР и Японией), Советско-финскую и Великую Отечественную. Погиб фотокор в октябре 1944 года на Украине под Ивано-Франковском.
— Он отснялся, и ему нужно было срочно везти для публикации негативы, и он выбрал, к сожалению, не безопасную длинную дорогу, а покороче и поехал через лес. Там он попал в перестрелку с бандеровцами и погиб как воин, с автоматом в руках, — рассказала Татьяна Киреева.
Карикатурист Борис Ефимов — личный враг Гитлера
Еще один легендарный известинец, работы которого можно найти теперь в интернете, — газетный художник-карикатурист Борис Ефимов. Его карикатуры на фашистов были терапевтическим средством для воюющей страны, их ждали и в тылу, и на фронте. Солдаты очень любили Ефимова, писали ему полные благодарности письма, делились идеями для сюжетов карикатур, перерисовывали их, вырезали и клали с собой в карман гимнастерки, передавали из рук в руки.
Благодаря его рисункам чудовищная человеконенавистническая машина Третьего рейха переставала внушать страх. Он делал страшное жалким и смешным, из-за чего его рисунки выводили из себя Гитлера и всю немецкую верхушку. Ефимов был включен в список личных врагов Гитлера, которых фашисты планировали повесить сразу после входа в Москву.
Иосиф Сталин подарил его рисунки Уинстону Черчиллю, когда тот приезжал в Москву в 1943 году. Также Ефимов был среди художников, которые работали на Нюрнбергском судебном процессе, рисовал карикатурные портреты подсудимых.
Борис Ефимов прожил 108 лет и попал в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире художник-карикатурист.