Не всем обещаниям Трампа стоит верить. И вот почему

В понедельник, 20 января, в Вашингтоне проходит инаугурация 47-го президента США Дональда Трампа. В преддверии своего второго срока он сделал достаточно много громких заявлений, в частности о скором завершении конфликта на Украине и присоединении Гренландии. Насколько реалистичны его планы и чего действительно стоит ожидать во время его правления — в материале «Известий».
Самые частые обещания
• Новый президент США Дональд Трамп среди обещаний, которые он намерен претворить в жизнь в первый же день своего президентства, чаще других называл урегулирование конфликта на Украине. На втором месте — закрытие границ и массовая депортация нелегалов.
• Многие масштабные планы Трампа потребуют поддержки конгресса. Другие обещания кажутся «гиперболизированными», что признал и сам будущий президент США (подробнее о том, какой будет команда Трампа и какую политику планируют ее члены, мы рассказывали здесь).
• В целом Трамп любит впечатлять и считает себя вправе ставить ребром вопросы, которые важны для США. К ним относится, например, его недавнее заявление о том, что Штаты «исправят ошибку» 39-го президента Джимми Картера и вновь возьмут под свой контроль Панамский канал, что переполошило не только Панаму, но и всю Латинскую Америку. Трамп склонен к простым решениям и резким заявлениям, которые по его замыслу должны произвести мировой фурор.
Изменение сроков
• В ходе предвыборной кампании Трамп также делал громкие заявления о возможности урегулировать конфликт на Украине за 24 часа в случае, если он станет президентом США. В Москве, как и в Киеве, к таким обещаниям отнеслись со скептицизмом. В Кремле отмечали, что «это было некоторого рода преувеличение».
• Трамп часто подчеркивает, что военный конфликт между Россией и Украиной не начался бы, если бы в Белом доме в тот момент был он, а не президент Джо Байден. Республиканец в курсе о готовности президента России Владимира Путина к диалогу, но исключил контакты до своей инаугурации, которая запланирована на 20 января.
• Путин на пресс-конференции в конце декабря 2024-го заявил, что Россия готова к переговорам с Украиной без предварительных условий, но на базе стамбульских соглашений и с учетом реалий на земле. Согласно проекту договора, согласованного в Стамбуле весной 2022-го и опубликованного газетой Welt Am Sonnag, Украина обязывалась среди прочего отказаться от членства в военных союзах, включая НАТО.
• Союзники Киева по НАТО тоже начали рассматривать различные сценарии переговоров по прекращению военных действий. От стремления к победе Киева члены альянса переключились на попытки достичь для Украины «наилучшего положения для отражения российского наступления или переговоров о возможном прекращении огня».
Изменение позиции
• Кроме того, Трамп периодически меняет свою позицию на прямо противоположную. Так, во время своего первого срока на посту президента он настаивал на продаже или запрете TikTok в США, но его позиция смягчилась после того, как та сыграла заметную роль в его кампании по возвращению в Белый дом.
• Сейчас его аккаунт в TikTok насчитывает более 14 млн подписчиков. В декабре он признался, что «питает теплые чувства» к этой соцсети.
• В конце концов Трамп заявил, что примет решение о судьбе социальной сети TikTok после того, как проанализирует ситуацию. Он отказался ответить конкретно, будет ли принимать какие-то меры, чтобы отменить закон о запрете соцсети, принятый при действующем президенте Джо Байдене.
Нереалистичные цели
• Трамп обещает «возродить величие Америки», крупнейшей экономики мира. Однако чем дальше экономисты анализируют планы нового старого американского президента, тем больше у них сомнений в том, что заявленные им инициативы помогут США разбогатеть, возродить промышленность и сдержать экспансию Китая.
• Среди прочего он обещает повысить пошлины на весь импорт, снизить налоги, депортировать мигрантов и увеличить добычу нефти и газа. Всё ради того, чтобы подстегнуть экономический рост и инвестиции, создать рабочие места, сократить дефицит торговли и снизить инфляцию.
• Однако пошлины и депортация противоречат идее слабого доллара, поскольку поднимут цены, а следом — кредитные ставки и валютный курс. Депортация подорвет экономический рост, и снижать налоги в такой ситуации — значит, увеличивать и без того гигантские дефицит бюджета, государственный долг и траты на его обслуживание.
• Рост добычи нефти и газа в условиях подавленных цен на энергоносители поставит нефтегазовые компании на грань банкротства — они перестанут бурить, сократят инвестиции и производство. С таким набором противоречивых инициатив Трампа строить прогнозы американской экономики на год-два можно будет только после того, как он переедет в Белый дом в конце января и перейдет от слов к делу.
Противоречивый образ
• Трамп неоднократно подчеркивал, что во время своего прошлого президентства не развязал в отличие от предшественников ни одного военного конфликта. И не раз указывал, что США потратили порядка $7 трлн на ближневосточные войны, причем с негативным для Штатов результатом. Из этого проистекает его скептическое отношение и к участию Вашингтона в украинском кризисе.
• Однако еще до вступления в должность Трамп успел напугать жителей Гренландии, заявив о намерении присоединить остров к США. Причем он не исключил возможности военных действий с целью его захвата. Бывший премьер-министр острова Куупик Клейст заявил, что Трамп «не может просто взять и купить страну или ее жителей».
• Впрочем, после этого громкого заявления власти Дании направили личные письма представителям команды Трампа, в которых выразили готовность обсудить усиление безопасности Гренландии и увеличение военного присутствия США на острове. Таким образом правительство Дании хочет убедить Трампа в том, что его опасения по поводу безопасности можно решить, не присоединяя Гренландию к США. При этом датские власти стремятся избежать открытого столкновения с новой администрацией США.
Чего же стоит ожидать от Трампа
• От нового президентского срока Трампа ожидают относительной сдержанности и отдельных радикальных действий на мировой арене. Он относится к той части американской элиты, которая не разделяет взгляды либерал-глобалистов, считающих, что Америка должна полностью посвятить себя утверждению мирового неолиберального порядка. Новый президент считает, что это уже привело США к слишком большим расходам, а кризис на Украине приблизил мир к третьей мировой войне.
• Кроме того, он находится в сложных отношениях с европейской либеральной элитой, которая мечтала о победе Камалы Харрис. И, напротив, у него отличные отношения с премьером Венгрии Орбаном, хорошие — с лидером оппозиции во Франции Марин Ле Пен, а в Великобритании он симпатизирует не премьеру Стармеру, а его оппоненту — крайне правому консерватору Найджелу Фаражу.
• Команда Дональда Трампа начала разработку стратегии санкций против России. Эта стратегия должна будет способствовать достижению соглашения между Россией и Украиной «в ближайшие месяцы», а с другой стороны — оказывать давление на Иран и Венесуэлу.
• У стратегии Трампа может быть два основных подхода, которые сейчас рассматривают. Если новая администрация будет считать, что конфликт на Украине близок к завершению, то в адрес российских производителей нефти могут последовать какие-либо «жесты доброй воли». Это будет возможно, если в США будут считать, что это поможет заключить мирное соглашение. Второй подход заключается в усилении санкционного давления, для того чтобы с их помощью попробовать воздействовать на принятие решений. К какому из этих вариантов склоняется сам Трамп — непонятно.
• В Кремле выбрали выжидательную позицию. В частности, там отметили, что Трамп в ходе предвыборной гонки делал разные заявления, в том числе и о своих мирных устремлениях, но порой, заняв Овальный кабинет, его хозяева меняют тон.
• Во внутренней политике Трамп, имея поддержку в конгрессе, станет снижать налоги на корпорации, хотя он обещал вообще снизить налоги на всех. Затем он будет работать на поддержку американской промышленности. В США выстроится система протекционизма: повышение тарифов и пошлин. Причем достанется не только Китаю, но и Европейскому союзу.
• Трамп не делал никакого секрета в том, что главной для него будет поддержка американского производителя. Прежде всего это касается промышленности, а именно автомобилестроения и энергетики.
При подготовке материала «Известия» беседовали с:
военным экспертом полковником в отставке Андреем Кошкиным;
политологом-американистом Малеком Дудаковым.