Встречные предложения: кто кроме Швейцарии может принять саммит Путина и Трампа
Швейцария готова принять у себя переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа, если стороны обратятся к ней с этой просьбой, подтвердил «Известиям» глава пресс-службы МИД страны Николя Бидо. Но Москва вряд ли на это согласится, учитывая утрату Швейцарией своего нейтрального статуса. По мнению экспертов, наиболее вероятной площадкой для встречи лидеров России и США могут стать Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Все три монархии уже участвуют в качестве посредников между Москвой и Киевом по решению гуманитарных вопросов. Эти страны сами заинтересованы в том, чтобы организовать у себя встречу такого уровня, которая, несомненно, повысит их престиж на мировой арене. О возможном месте переговоров Путина и Трампа — в материале «Известий».
Почему Швейцария не подходит для переговоров Путина и Трампа
Швейцария готова провести на своей территории переговоры главы РФ Владимира Путина и избранного президента США Дональда Трампа.
— Швейцария всегда готова предложить свои добрые услуги, если они полезны и желанны для обеих сторон, — сказал «Известиям» глава пресс-службы МИД страны Николя Бидо.
23 декабря помощник президента РФ Юрий Ушаков рассказал, что Москва получила несколько предложений насчет проведения переговоров Путина и Трампа от различных стран.
— Я не буду говорить, какие это страны, чтобы не предопределять возможное или невозможное развитие событий, но такие предложения делались и делаются, — сказал он.
Что касается Швейцарии, то в июне 2021 года Женева принимала у себя саммит России и США с участием Владимира Путина и Джо Байдена. Однако после начала СВО Швейцария, по мнению Москвы, стала утрачивать свой нейтральный статус, которым всегда так гордилась. Власти страны не только поддержали все европейские санкции, введенные против России, но и заморозили российские счета на общую сумму 7,7 млрд швейцарских франков ($8,8 млрд).
23 декабря посольство РФ в Берне подтвердило «Известиям», что Москва готова к предметному и конструктивному диалогу со швейцарскими представителями, в том числе и по Украине, однако это не означает, что «Россия рассматривает Швейцарию как потенциальную посредницу, тем более если конфедерация и в новом году продолжит следовать откровенно прокиевским курсом».
В этом смысле маловероятно, что подобная встреча может пройти и в одной из стран ЕС, учитывая, как официальный Брюссель относится к попыткам отдельных членов сообщества продвигать идею мирного урегулирования. По крайней мере, летняя поездка премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Россию в рамках его «мирной миссии» не нашла понимания со стороны руководства ЕС.
Другим важным препятствием для организации такой встречи может стать членство страны в Международном уголовном суде (МУС), который ранее выдал ордер на арест российского президента. Европейская комиссия в конце ноября заявила, что все страны ЕС, поскольку они признают юрисдикцию МУС, обязаны исполнять его ордеры.
Напомним, что в этом году российский лидер не поехал на саммит G20 в Бразилии, также признающей юрисдикцию МУС. По словам Владимира Путина, с президентом страны у него «прекрасные дружеские отношения», и он не поехал туда, чтобы не нарушить нормальную работу этого форума.
«Мы же прекрасно понимаем, и я понимаю, что, даже если исключить этот МУС [в качестве ограничительного фактора], разговор будет только об этом. Мы фактически сорвем работу «двадцатки». Зачем? Мы же взрослые люди», — объяснил свою позицию глава российского государства.
К слову, Владимир Путин уже встречался с Дональдом Трампом на полях G20 в японской Осаке. Учитывая, что следующий саммит G20 должен состояться в ЮАР, эта страна гипотетически может стать местом будущей встречи. Но, опять же, препятствием может стать ордер МУС. Так, на саммите БРИКС в ЮАР Путин участвовал по видеосвязи.
Однако было бы неправильно вычеркивать страны, признающие юрисдикцию МУС, из списка площадок, способных принять встречу двух лидеров. Ярким примером стала Монголия, которую Путин посетил в этом году. Улан-Батор впоследствии объяснил свой отказ арестовать российского президента своей «политикой нейтралитета» и тем фактом, что Монголия импортирует 95% нефтепродуктов и более 20% электроэнергии из соседних стран, включая Россию.
Основные кандидаты на Ближнем Востоке
По настоящему нейтральной площадкой в этом плане могла бы стать одна из стран Ближнего Востока, например Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Все они не признают юрисдикцию МУС и все в той или иной степени играют роль посредников между Москвой и Киевом. Так, Катар последние два года был медиатором в вопросе воссоединения семей, разлученных на фоне украинского конфликта. Саудовская Аравия и ОАЭ принимали участие в обмене пленными между сторонами.
24 декабря Доха заявила, что готова и к посредничеству между Россией и новыми властями Сирии. В нынешних условиях Катар — наиболее вероятный кандидат на роль площадки для встречи Трампа и Путина, считает востоковед Леонид Цуканов.
— Доха сыграла не последнюю роль в дипломатическом процессе по Газе, что ценно для США. Кроме того, Катар может обеспечить расширенное присутствие других заинтересованных стран — например, Турции, с которой у Дохи союзнические отношения. Несколько менее вероятны ОАЭ. Абу-Даби имеет крепкие связи с РФ и США, однако также извлекает и выгоду из продолжающегося противостояния (выступая как временное прибежище для компаний, попавших под санкции), и менять статус-кво ОАЭ вряд ли готовы. Хотя вполне возможен и тандем посредников Катар – ОАЭ, но ведущая роль всё равно останется за Дохой, — отметил Леонид Цуканов.
По мнению эксперта, участие других арабских стран в урегулировании и предоставление ими площадок под встречу еще менее вероятно, так как большинство ближневосточных игроков сейчас сосредоточено на региональных кейсах.
Если говорить про Саудовскую Аравию, то в октябре Владимир Путин назвал ее комфортной площадкой для переговоров по урегулированию на Украине. Однако он подчеркнул важность содержательной части мероприятия. Сам он посещал Саудовскую Аравию последний раз в декабре 2023 года, тогда же он побывал и в ОАЭ.
В октябре 2024 года также стало известно, что представители Москвы и Дохи обсуждают вероятную встречу Владимира Путина и катарского эмира Тамима бен Хамада Аль Тани. Напомним, что во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане в июле Путин лично пригласил Аль Тани посетить Россию. Эмир также пригласил Путина в Катар.
Не стоит забывать, что свое первое зарубежное турне в 2017 году Трамп начал именно с визита в Саудовскую Аравию. По мнению политолога и востоковеда Елены Супониной, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия подходят на роль площадок для встречи двух лидеров.
— Это богатые монархии, а Трамп, как известно, любит богатые страны. Наверняка возможности всех трех указанных монархий будут использованы для проведения тех или иных консультаций по данной теме. Однако самые близкие отношения у Трампа и его семьи с Саудовской Аравией. Тут важную роль играет и уровень встречи. Принять переговоры такого уровня — это престиж для страны, — пояснила она.
Следует также напомнить, что в августе 2023 года Саудовская Аравия была инициатором консультаций по Украине в Джидде, на которые Россия приглашена не была. Официальный представитель МИДа Мария Захарова тогда отметила, что закреплять на политическом уровне решения по украинскому кризису без участия Москвы — это абсурд и нонсенс.
Наконец, не стоит списывать со счетов и Турцию. Именно в Стамбуле весной 2022 года были продолжены начавшиеся в Белоруссии переговоры России и Украины. Тогда 10 марта в Анталье встретились главы МИД двух стран, а 29 марта в Стамбуле стартовали переговоры на уровне делегаций, в рамках которых обсуждались так называемые стамбульские договоренности.
В пользу кандидатуры Турции говорит тот факт, что ее руководство имеет рабочие контакты как с Россией, так и с Западом, объяснил «Известиям» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, востоковед Илья Веденеев.
— Во-вторых, турецкое правительство в лице прежде всего президента Реджепа Тайипа Эрдогана активно продвигает Турцию в качестве страны — активного участника международных отношений, которая, располагаясь на пересечении Востока и Запада, может играть роль посредника в конфликтах других стран, — заключил он.
На днях глава управления по коммуникациям при администрации президента Турции Фахреттин Алтун заявил каналу Euronews, что Турция готова оказать поддержку для начала мирных переговоров между Россией и Украиной в Стамбуле. При этом 19 декабря во время пресс-конференции Владимир Путин отметил, что переговоры с Украиной на базе стамбульских договоренностей могут вестись только с учетом реалий, которые складываются на земле.