- Статьи
- Экономика
- Последний аккорд: администрация Байдена ввела масштабные санкции против нефтяного сектора РФ
Последний аккорд: администрация Байдена ввела масштабные санкции против нефтяного сектора РФ
Администрация действующего президента США Джо Байдена ввела масштабные санкции против российского нефтяного сектора. Под ограничения подпали «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», ряд топ-менеджеров и более 30 нефтесервисных компаний. Отраслевые эксперты считают, что избранный американский лидер Дональд Трамп может эти рестрикции как сохранить, так и отменить в том или ином объеме. С одной стороны, для заокеанского «партнера» они могут стать предметом торга в тех же переговорах с Россией по украинскому вопросу. С другой, они укладываются в политику поддержки нефтяных компаний США. Что же касается российского ТЭК, то, по мнению аналитиков, введенные ограничения могут оказать влияние на увеличение издержек в части технологического перевооружения, числа посредников среди импортеров и роста дисконта на российскую нефть. Но самое главное, считают они, это окажет влияние на мировой рост цен на нефть и стоимость топлива в США, что вряд ли понравится гражданам этой страны.
Санкции США против нефтяного сектора РФ
Новые санкции США против России затронут «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и их дочерние предприятия, более 30 российских нефтесервисных компаний, включая «РН-Бурение» (структура «Роснефти») и «Технологии ОФС» (объединяет бывшие активы Baker Hughes в России), а также свыше 180 судов, участвующих в перевозке российских углеводородов, которые связаны или принадлежат «Совкомфлоту», «Роснефти», «Газпром нефти». Об этом 10 января заявил американский минфин.
Кроме того, под ограничения подпали совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, глава «Лукойла» Вадим Воробьев и председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, а также заместители министра энергетики РФ Роман Маршавин и Эдуард Шереметцев и другие.
Как отметили на брифинге представители минфина США, основные задачи этого масштабного пакета заключаются не только в снижении доходов России, но и в разрушении ее производственных мощностей, а также в стимулировании импортеров искать альтернативные источники поставок.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя новые санкции США против России, заявила «Известиям», что таким образом он «только наследит» перед своим уходом.
«Одни оставляют след в истории, у других получается только наследить», — сказала она.
Как могут отразиться новые ограничения на РФ
В «Газпром нефти» заявили, что компания в течение последних двух лет последовательно готовилась к различным негативным санкционным сценариям.
«Кроме этого, с 2022-го компания уже находится под односторонними иностранными санкциями, поэтому многие подобные ограничения уже учтены в операционных процессах. Компания продолжит работу, сохраняя устойчивость бизнеса», — цитирует сообщение пресс-службы ТАСС.
Введенные ограничения могут оказать влияние на увеличение издержек в части технологического перевооружения, числа посредников среди импортеров и рост дисконта на российскую нефть, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
— Но, все это мы уже проходили. И если сейчас по Argus дисконт составляет $13 за баррель, то в 2022 году он был и выше $30, — напомнил он.
В свою очередь, по мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, ограничения против конкретных нефтесервисных компаний потребуют перестройки каких-то процессов.
— Однако, учитывая, что с начала 2022 года санкции вводились сразу против сектора нефтепереработки, против российского нефтесервисного сектора, ограничивались поставки технологий, поставки оборудования, предоставления услуг, сейчас мы видим то же самое, но только ограничения вводятся уже не против всего сектора, а против отдельных предприятий с припиской, что возможны вторичные санкции, — отметил он.
По его мнению, наши компании за прошедшие практически уже три года адаптировали свои процессы к новым реалиям.
— И что касается вторичных санкций, при необходимости получить где-то оборудование, получить где-то какие-то услуги необходимые, может быть, получить технологии, химию и прочее, появится не одна прокладка, а две. Я полагаю, учитывая количество подсанкционных компаний в стиле «у этой один офис в Гонконге», такие организации еще появятся и будут выполнять высокую, невероятно нужную роль в нынешних условиях, — добавил он.
Влияние санкций на мировой нефтяной рынок
Тем не менее судьба санкций США против России, включая меры, затрагивающие ее энергосектор, будет полностью зависеть от новой администрации Дональда Трампа, заявили журналистам представители американской администрации.
— Мы не в состоянии говорить за следующую команду Белого дома, — отметили они в ходе специального брифинга.
Станислав Митрахович считает, что Трамп может их как сохранить, так и отменить в том или ином объеме. С одной стороны, для заокеанского «партнера» они могут стать предметом торга в тех же переговорах с Россией по украинскому вопросу.
В то же время Александр Фролов напоминает, что в 2022 году рынок «испугался» исчезновения российской нефти.
— Хочет ли новый американский президент видеть стоимость нефти по $120 за баррель? Для российского бюджета это можно считать только подарком. Что же касается роста цены топлива в США, то это вряд ли понравится местным жителям. А он в таких условиях неизбежен, — считает он.
Рынок даст свою реакцию на эти ограничения в ближайшее время, полагает управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева.
При этом на 20:06 мск стоимость Brent росла на 3% и торговалась чуть выше $79 за баррель.
— Безусловно, последнюю точку в этих ограничениях поставит Трамп, чья инаугурация состоится 20 января, однако не думаю, что очередные санкции США при любом сценарии окажут серьезное влияние на мировой и тем более на отечественный нефтяной рынок, — отметила она.
Почему Запад вводит санкции против нефтяного сектора сейчас
В ноябре, на фоне усиления эскалации между Москвой и Вашингтоном, американская сторона ввела пакет санкций против российского банковского сектора. Сейчас под удар попала энергетическая отрасль, но если финансовые санкции были довольно масштабными, то рестрикции против российского газа и нефти отличались умеренностью.
Усиление санкционного давления США в последние месяцы может быть обусловлено предстоящей сменой власти в Белом доме. Во-первых, Дональд Трамп продолжает придерживаться своей предвыборной риторики и по-прежнему намерен урегулировать конфликт на Украине. Во-вторых, избранный президент накануне открыто выразил готовность к встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, а также обвинил администрацию Байдена в разжигании кризиса и притягивании Киева в НАТО, понимая опасения Москвы.
Ко всему прочему, после официального признания результатов президентских выборов конгрессом США 6 января Трамп отметил, что процесс перехода власти не идет гладко, как было обещано. Вполне возможно, что под этим республиканец имеет в виду как раз радикальные действия уходящей администрации, включая новые санкции, поставки вооружения Украине и разрешение бить американскими ракетами вглубь российской территории.
— Понимая, что обострение конфронтации с Москвой не будет входить в планы новой команды, офис Байдена пытается оставить наиболее сложное в этих моментах наследие своим сменщикам, исходя из того, что уже, по сути, через три года в США вновь развернется борьба за президентский пост. Чем больше времени у команды Трампа займет перенастройка государственного механизма на иные способы решения внутриполитических и внешнеполитических задач, тем больше отсрочится возможный результат, который может понравиться части американских избирателей. Это усилит позиции демократов к следующему общефедеральному избирательному циклу. Этим объясняется, на мой взгляд, принятое решение по санкциям, — заявил в беседе с «Известиями» первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам Дмитрий Новиков.
К слову, Белый дом уже пояснил, что если будущий президент США захочет снять санкции против РФ, ему потребуется получить одобрение конгресса. Если Трамп начнет отменять невыгодные Вашингтону ограничительные меры, его можно будет еще назвать и агентом Кремля, что очень выгодно демократам, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. По его мнению, уходящая администрация уже не боится никаких последствий, которых раньше все-таки опасалась.
— Раньше они не вводили блокирующие санкции в отношении крупных российских нефтяных компаний, потому что это могло привести к снижению российского экспорта. Что-то подобное случилось в 2022 году, когда РФ перенастраивала экспорт на альтернативные рынки. Ввиду налаживания логистики и заключения контрактов процесс занял несколько недель, и цены на нефть взлетели из-за этого до $120 за баррель. Поэтому они опасались дальше вводить ограничения. Всё это придется решать Трампу, а эти ограничения могут очень сильно навредить самим США, — отметил эксперт.
По мнению Дмитрия Новикова, введение новых санкций в принципе нужно считать продолжением той генеральной линии, которая была выработана последними администрациями Соединенных Штатов. Политик убежден, что приход Трампа не будет означать поворот к дружественным отношениям с Россией и команда нового президента станет добиваться сохранения американской гегемонии в современном мире. Однако необязательно, что санкции введены по причине транзита власти, полагает замгендиректора Института национальной энергетики, главный редактор «ИнфоТЭК» Александр Фролов. Напротив, всё связано с довольно последовательной деятельностью в области санкционного давления.
Вероятно, по инерции ввела аналогичные санкции Великобритания. Ограничения теперь действуют против российских компаний «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». Ограничительные меры уже оказывают негативное влияние и на другие страны. Так, США требуют от Сербии полного исключения российского участия из компании NIS, «дочки» «Газпром нефти», заявил президент этой страны Александр Вучич.